Финансовые итоги первого квартала для АвтоВАЗа оказались плачевными: убыток завода почти сравнялся с «недостачей» по итогам всего 2008 года и составил 6,3 миллиарда рублей! А выручка завода сократилась на 55%. Причины? Автомобили продавались достаточно вяло и в какой-то момент товарные запасы АвтоВАЗа достигли, по оценкам, 130 тысяч машин. Серьезный удар нанесли и вынужденные остановки конвейера, ведь постоянные издержки завода очень велики. Напомним, что с середины мая завод работает лишь в одну смену.
Руководство АвтоВАЗа утвердило антикризисный план, который якобы поможет заводу встать на ноги и достойно встретить момент, когда авторынок начнет расти. К сожалению, конкретики в этом плане мало, и многие считают, что с его разработкой АвтоВАЗ опоздал на много лет.
В первую голову нужно снизить расходы и создать новые денежные потоки. Достичь этого планируется за счет оптимизации логистических процессов, связанных с перемещением компонентов и автомобилей, а также сокращение складских запасов на сумму не менее 600 миллионов рублей. Товарные запасы автомобилей планируется урезать до 70 тысяч. Напомним, что многие современные заводы работают практически без складов запасных частей благодаря системе just-in-time, когда нужная деталь доставляется на конвейер точно в срок. Но АвтоВАЗу до этого далеко, поэтому немалые финансовые ресурсы законсервированы на складе, плюс тратятся на его содержание.
АвтоВАЗ озабочен увеличением рыночной доли, для чего запланирован ряд мер по стимулированию спроса. Правда, ничего нового мы не услышали: скидки на автомобили 2008 года действуют уже несколько месяцев, а кредитная программа «Лада Финанс» стартовала в мае.
Помимо этого планируется сократить издержки производства. С одной стороны, АвтоВАЗ планирует приструнить поставщиков компонентов, срезав с их цен 10%. С другой стороны, планируется изменение конструкцию автомобиля для снижения его себестоимости путем внедрения более экономичных материалов и технологий. Честно говоря, даже страшно подумать, о чем идет речь: неужели салон «Лады» можно сделать еще более дешевым? Однако на этом завод планирует сэкономить два миллиарда рублей, так что бог в помощь. Плюс еще столько же сократят за счет оптимизации расходов на ремонтные работы и администрирование. А еще на 20% сокращаются зарплаты менеджменту компании, однако сколько на этом планируется сэкономить – не сообщается.
Наконец, завод готовится достойно встретить окончание кризиса и разработал инвестиционный план на 2010–2012 годы. Запланированные затраты в этот период составят 80 миллиардов рублей, а к 2014 году АвтоВАЗ обещает выпустить аж девять новых моделей. До сих пор обещания завода если и выполнялись, то лет этак на десять позже запланированного, так что подождем. Тем более, имея в распоряжении менее трех миллиардов долларов, разработать хотя бы три новые платформы нереально, поэтому, скорее всего, речь идет о покупке платформ у партнера, компании Renault.
Фото: Фото с сайта Аllmoldova.com