Агентство «Автостат» подсчитало объемы импорта автомобилей в первый месяц 2009 года и пришло к неутешительным выводам – в некоторых секторах пошлины и курсы валют практически «убили» ввоз автомобилей из-за рубежа.
Объем импорта новых иномарок в Россию сократился на 74% – со 113 тысяч в январе 2008 года до 30 тысяч в январе 2009. При этом автомобильный рынок в целом «упал» значительно меньше – на 33%. Таким образом, примерно половину недостачи можно списать на возросшие таможенные пошлины и невыгодные курсы валют.
Эти данные не стоит интерполировать на оставшуюся часть года, поскольку январь был специфическим месяцев: до 12 числа на таможенных пунктах наблюдался ажиотаж, потом – затишье, поскольку многие импортеры заняли выжидательную позицию и распродавали товарные запасы по старым ценам. И все-таки аналитики полагают, что объемы импорта в феврале вряд ли возрастут.
Импорт автомобилей из Узбекистана сократился на 85%, из Украины – на 96%, из Японии – на 74%. Меньше других пострадала Германия, потерявшая «лишь» 67%. Лидером среди марок по объему импорта остается Toyota, за которой следуют Hyundai, Nissan, Ford и Peugeot.
Стоит учитывать, что пошлины на новые машины возросли не так и сильно – на 20%, тогда как на автомобили в возрасте от трех до пяти лет – на 40-70%, а на более возрастные экземпляры введены практически запретительные пошлины. В результате импорт подержанных автомобилей обрушился еще сильнее: особенно пострадал Япония. В прошлом году Россия была крупнейшим рынком сбыта подержанных автомобилей для островного государства, однако в январе объем поставок сократился почти в 12 раз (-91,4%)! В целом сбыт подержанных японских автомобилей за границу уменьшился на 65%.
«Сейчас мы продаем автомобили, которые были завезены еще в 2008 году, – говорит специалист по маркетингу вторичного рынка автомобилей Юлия Дубовицкая. – Что касается иномарок, то их просто не заказывают. Да и смысла особого нет. Цены поднялись так, что заграничные машины сравнялись по стоимости с отечественными моделями. Мы даже не работаем в этом направлении. В то же время цены на отечественные модели упали. Для того чтобы выжить, мы работаем в пределах федерации».
Существенное падение импорта, по идее, должно сильно ударить по бизнесу компаний, занимающихся ввозом в страну подержанных машин: кто-то обанкротится, кто-то перепрофилируется... Впрочем, представители некоторых компаний, занимающихся доставкой автомобилей из-за границы неофициально сказали нам, что смотрят в будущее со сдержанным оптимизмом, разрабатывая новые схемы покупки автомобиля.
Например, фирмы по доставке подержанных японских машин активно осваивают внутренние японские аукционы, которые закрыты для частных покупателей. Цены на подобных аукционах значительно ниже, чем на традиционных, что позволяет снизить прибавку в цене относительно прошлого года до минимума – до 10-15%.
Фото: Коллаж Федора БУЛКИНА