Мы привыкли к новостям о проблемах американских автопроизводителей, но оказалось, что европейские концерны чувствуют себя ненамного лучше. Концерн Daimler подвел предварительные итоги 2008 года – посчитали, прослезились. Если по итогам трех первых кварталов 2008 года компания получила прибыль в 2,9 миллиарда евро, то четвертый квартал оказался разорительным – минус 1,5 миллиарда! Столь внезапный провал стал неожиданностью даже для руководства компании, поэтому в срочном порядке разрабатывается ряд более решительных антикризисных мер.
Собственно говоря, пока ситуация далека от катастрофы, которая настигла американские корпорации. Убытки Daimler в первую очередь связаны с затратами на «развод» с Chrysler, в то время как продажи легковых автомобилей Mercedes-Benz, Maybach, Smart и AMG по итогам года оказались практически на прежнем уровне: 1,273 миллиона против 1,293 миллиона в 2007году.
Тем не менее руководство Daimler предпринимает решительные меры по сокращению расходов, в частности, урезаны премии сотрудникам, а все автомобили будут производиться исключительно под заказ.
Наиболее радикальной мерой является объединение с другим немецким автопроизводителем и давним конкурентом – BMW. Информация об этом со ссылкой на внутренние источники появилась в немецкой прессе, а BMW распространила обращение к сотрудникам своей компании с обоснованием необходимости подобных действий. Речь ни в коем случае не идет о слиянии двух компаний, скорее, о взаимодействии с целью снижения издержек и обмене некоторыми технологиями.
«Объединение усилий разработчиков двух концернов нашего конечного потребителя мало затронет, – считает руководитель отдела маркетинга автоцентра «Арт-Моторс» Эльвира Шамсутдинова. – Люди или ничего об этом не знают или их волнуют совершенно другие, вещи, а не договора производителей. Качество, удобство и технические данные машины – вот главные критерии выбора».
Представители Daimler делают особый упор на том, что с точки зрения имиджа обе марки останутся по-прежнему «разведенными по углам», однако ряд сугубо функциональных процессов будут запараллелены. Например, речь идет о работе с поставщиками и закупке запасных частей – единый канал поставки и логистика позволяет существенно сократить расходы.
Разумеется, фанаты марок, равно как и технические специалисты самих концернов, восприняли новость в штыки, но здесь можно вспомнить, что унификация уже проникла в современный автомобиль достаточно сильно, и сложные узлы, вроде систем стабилизации, коробок передач и систем наддува производители заказывают у поставщиков, нередко одних и тех же. Поэтому ничего сверхкритичного в дальнейшем объединении усилий нет, ведь качества автомобиля определяются не только его компонентами, но и концепцией, которую создатели старались воплотить в своем шедевре.
И в этом смысле BMW и Daimler должны будут найти ту меру взаимного проникновения, которая не разочарует поклонников марок, которые вряд ли оценят, если BMW3 и Mercedes-Benz C-класса будут отличаться также, как VW Golf и Seat Leon.
Но пока до этого далеко, и Mercedes-Benz презентует миру очередную новинку – купе E-класса, которая идет на смену модели CLK. Кроме того, принимаются заявки на новый E-класс.
«Обновленным E-классом, конечно, интересуются, – говорит Шамсутдинова. – Сейчас информацию добыть не проблема, есть Интернет, кто-то видел фото в журналах. Да и люди, которые покупают такие машины, – очень «продвинутые». Машины к нам придут где-то в апреле. В марте – мировая премьера, и сейчас наши сотрудники по очереди проходят обучение, участвуют в тест-драйвах. Пока цен нет, но документация и прайсы уже на подходе. Вообще, пока мы особых последствий кризиса не ощутили – продажи даже немного поднялись, хотя это следствие грамотной маркетинговой политики. Так работают спецпрограммы. Да и клиенты до последнего не верили в кризис, откладывали покупку. Сейчас вот торопятся приобрести машины побыстрее, модели прошлого года особенно».
Фото: Коллаж Олега ИВАНОВА