Для автошкол и желающих получить водительские права наступили трудные времена. С 1 января вступила в силу новая учебная программа с увеличенным количеством часов практического вождения, что сильно бьет по карману учеников. Более того, на днях приняты новые требования к автошколам, из-за которых с 1 июля большинство учебных заведений могут попросту закрыться. Чем это обернется для соискателей на водительское удостоверение, пока остается только догадываться.
Утвержденные требования к учебным учреждениям, занимающимся подготовкой водителей, имеют три важных пункта. Во-первых, с июля этого года каждый учебный автомобиль в обязательном порядке должен быть оборудован аудио- и видеосистемой. Проще говоря, должны появиться видеокамеры, фиксирующие процесс обучения и сдачи экзамена. Видеозапись поможет разрешить любые спорные ситуации, нередко возникающие при сдаче экзамена в ГИБДД.
К лету каждая автошкола должна обзавестись неким аппаратно-программным комплексом тестирования и развития психофизиологических качеств водителя. По замыслу специалистов из Министерства образования РФ, утверждавших требования, с помощью компьютерных психодиагностических методик будет проводиться оценка важных качеств будущих водителей: восприятие пространства и времени; глазомер; устойчивость, переключаемость и распределение внимания; память; психомоторику; эмоциональную устойчивость и динамику работоспособности. Кроме того, тестированию подвергнутся качества личности претендентов на водительское удостоверение: свойства темперамента, склонность к риску, конфликтность и нервно-психическая устойчивость.
Если на первые два дорогостоящих требования – видеосистемы и АПК – автошколы еще способны найти средства, то третье условие может стать причиной закрытия десятка автошкол. Дело в том, что принятый документ определяет требования к автодромам, на которых проходят обучение водители. Площадка должна иметь ровное асфальтобетонное покрытие, круглосуточное освещение и имитировать реальные дорожные условия. На автодроме обязательно должен быть регулируемый светофором перекресток, пешеходный переход, железнодорожный переезд, дорожные знаки и разметка.
Теперь всем автошколам придется думать, как оборудовать автодром, соответствующий всем нормативам. Большинству из них придется закрыться. Крупным автошколам, которым удастся найти деньги на строительство, придется столкнуться с проблемой поиска свободных земельных участков. Теоретически, небольшие автошколы, не располагающие достаточными средствами, могут объединиться и постараться отстроиться в складчину. Однако на практике почти невозможно объединить конкурирующий бизнес.
Пока автошколы не поддаются паническим настроениям.
«У нас курсанты пока доучиваются по старой программе, а новая группа, которая будет учиться по новой программе, приступит к занятиям с 5 февраля, – говорит заместитель директора автошколы «XXI век» Олег Трофимов. – Польза от увеличения практических занятий будет несомненная – чем больше за рулем откатают, тем больше приобретут опыта вождения. Оплата у нас пока рассчитана таким образом: 5000 учащийся платит за теоретический курс, аза практику – из расчета 170 рублей за час. Сюда входит и бензин, и эксплуатация машины, и услуги инструктора. Кроме того, к вождению будут допущены только те курсанты, которые сдадут внутренний экзамен ПДД. Думаю, что в общем и целом польза от новой программы будет. Увеличенное количество практических часов позволит ученикам более уверенно чувствовать себя на улицах города. Ну а про то, что к лету будет необходим свой автодром, мы знаем. Будем думать, как выполнить новые требования». Автошколы, Госавтоинспекция и Министерство образования области ждут утверждения трех важных документов: технических требований к аудиовидеосистемам и АПК, а также методики сдачи экзаменов на вождение. Если первые два нужны для того, чтобы четко представлять, что приобретать автошколам, то методика может сильно изменить устоявшиеся правила».
Несомненно, что новые требования к автошколам неминуемо приведут к сокращению числа образовательных учреждений и укрупнению серьезных игроков данного рынка. В ГИБДД видят лишь плюсы в этой тенденции: вместо сотен мелких автошкол, ютящихся по подвалам, давно пора перенимать европейский опыт и создавать крупные учебные центры по подготовке водителей.
Фото: Фото с сайта Ucheba.ru