Пошлины на ввоз иномарок повысились – в ответ автомобилисты в разных регионах страны начали выходить на улицы с плакатами и лозунгами. Однако пошлины стали только первым шагом в поддержку отечественного автопрома и, будем надеяться, последним из непопулярных в народе. Вторым пунктом стала отмена железнодорожных тарифов на перевозку машин на Дальний Восток, что позволит избежать лишней накрутки цены для конечного покупателя.
Очередным приятным известием стало заявление Владимира Путина на совещании в Набережных Челнах. Государство возьмет на себя часть выплат по автокредитам, чем несколько упростит долговую нагрузку на автовладельцев. Разумеется, есть несколько серьезных «но». Во-первых, это относится только к отечественным автомобилям. Это неудивительно, так как цель перед правительством стоит не обеспечить всех автомобилями, а всего лишь поддержать российских автопроизводителей.
Во-вторых, максимальная стоимость машины может составлять всего лишь 350 тысяч рублей. Это существенно ограничивает ассортимент авто: к примеру, из продукции ГАЗа остаются только модели 31-й серии, а цена новинки Siber даже в минимальной комплектации «зашкаливает». Зато модельный ряд АвтоВАЗа практически полностью доступен для льготного кредита, в том числе Kalina и Priora.
Иномарки, которые собираются на российских заводах, также участвуют в «акции». Марок, которые укладываются в «потолок» в 350 тысяч, не так много: FIAT Albea, Hyundai Accent, Kia Spectra, Renault Logan и Skoda Fabia.
Размер «скидки», говоря официальным языком, – 2/3 ставки рефинансирования Центробанка. Сейчас она составляет 13%. Другими словами, если процентная ставка составляет 20%, заемщик будет выплачивать из них только 12%. Оставшиеся восемь банку компенсирует государство.
Новость, безусловно, хорошая, но ждать от этого каких-то глобальных изменений не стоит. Во-первых, критерии оценки заемщиков банками никто не отменял. А значит, даже имея положительную кредитную историю и неплохую зарплату, можно и не получить одобрения кредиторов. Во-вторых, 350 тысяч – не такая крупная сумма для покупки машины, скорее, это нижняя планка. Поэтому тех, кто решится на подобные льготы, будет немного. Дешевые машины покупают менее обеспеченные люди – но для них и 10% переплаты ощутимо ударят по семейному бюджету.
«Я бы воспользовался таким кредитом, – говорит менеджер торговой компании Альберт Махмутов, – но за 350 тысяч трудно подобрать действительно хороший автомобиль».
Своих клиентов подобные кредитные программы, конечно же, найдут. Ведь для кого-то главное качество в машине – «чтобы ездила», а безопасность, стиль, дополнительные «навороты» совершенно не нужны.
«Думаю, если эффект будет, то временный, – считает экономист Алина Сазонова, – потом цены все равно уравняются. По мне, так лучше отдать дополнительные деньги и купить что-нибудь более-менее качественное, чем потом постоянно ремонтировать машину».
Воспользоваться возможностью можно будет уже в наступающем 2009 году. Если все эти инициативы будут качественно реализованы, возможно, это действительно поможет отечественному автопрому удержаться на плаву.
С одной стороны, зарубежные производители один за другим объявляют о грядущем повышении цен. С другой – российский автопром получит дополнительную фору, в том числе на производстве «русских иномарок».