За каждым дорожным происшествием, как правило, следует долгая процедура выбивания денег из страховой компании. Во многих случаях страховщики пытаются уйти от выплат, ссылаясь на различные пункты договора или на статьи законодательства – с примерами такого поведения страховщиков сталкивались многие автолюбители. Но как известно, ОСАГО – вещь для страховых компаний неблагодарная, в том смысле, что приносит одни убытки. И хотя в законе об обязательном страховании автогражданской ответственности предусмотрены более высокие коэффициенты для неопытных водителей и вскоре тоже самое ждет злостных нарушителей ПДД – это не меняет сложившейся ситуации.
Но вот новые подробности: теперь у страховщиков появится еще один повод не платить. Госдума приняла в первом чтении законопроект, согласно которому автовладельцы не получат страхового возмещения за утрату товарной стоимости автомобиля. Кроме того, деньги за поврежденные запчасти будут выдаваться с учетом износа деталей.
С одной стороны, страховые компании смогут работать спокойно – поправки к закону об ОСАГО спровоцировала целая серия судебных исков от автолюбителей, в которых они требовали возмещения перечисленных убытков. Суд вставал на сторону истцов, страховщики продолжали терять деньги, а в условиях кризиса необходимость выплачивать дополнительные деньги неприятно бьет по шаткой финансовой системе компаний. С другой стороны, простые автомобилисты, в интересах которых получить за свои деньги качественный сервис без траты времени и нервов.
Эти интересы, конечно же, не соблюдаются. Почему-то справедливый законопроект о бесплатном предоставлении полиса ОСАГО ветеранам и инвалидам так и остался на бумаге, а лишение автолюбителей некоторых прав одобрили в первом же чтении. «Который год уже вижу, – говорит пенсионер Петр Краснов, – тарифы на страховку дорожают, а ничего не меняется. Как приходилось месяцами выбивать деньги, так и сейчас то же самое».
По мнению правозащитников, новый закон может создать прецедент, при котором страховые компании вообще перестанут оплачивать ущерб, нанесенный автомобилям старше десяти лет. При оценочной стоимости машины в 40 тысяч рублей, ее восстановление может обойтись в два-три раза дороже, и именно это приносит больше всего убытков страховщикам. «Закон сырой, – считает таксист-частник Рустем Юсупов, – его еще изменять и изменять. У меня уже было пара случаев, когда я никакого возмещения не получил, просто зря деньги за этот полис отдал».
Уфимке Олесе Осиповой повезло дважды: всего через месяц после покупки Chevrolet Spark она опрокинулась на нем. «Три метра летела вверх колесами, потом два раза перевернулась, – рассказывает Олеся, – сама только поцарапалась, а вот машину разбила почти вдребезги. Проблем с выплатой не возникло: после первой оценки отогнала машину в автосервис, и дальше стоимость ремонта обсуждалась напрямую между автосервисом и страховой».
Но не все решаются на приобретение полиса каско – он хоть и дороже, зато покрывает практически все возможные проблемы. Большинство автомобилистов, особенно те, кто ездит на старых машинах, пользуются минимальной из всех возможных страховок. А как известно, чем ниже стоимость полиса, тем выше вероятность, что именно ваш случай окажется нестраховым.