Вокруг покупки блокирующего пакета российского автогиганта «АвтоВАЗ» развернулись нешуточные «баталии». Как выяснилось, концерн General Motors преждевременно праздновал победу в переговорах о покупке доли пакета акций ОАО «АвтоВАЗ». Российская компания, ведя одновременные переговоры сразу с тремя претендентами – FIAT, GM и Renault, – в конце концов выбрала Renault. А «отверженная» корпорация General Motors обратила свое внимание на производственные мощности группы «ГАЗ». Как сообщил глава GM Рик Вагонер: «Мы провели с группой «ГАЗ» серию переговоров, чтобы найти возможность укрепить свои позиции в РФ».
В субботу между АвтоВАЗом и Renault был подписан меморандум о взаимопонимании со следущей формулировкой «обновить модельный ряд, обменяться технологиями и развивать бренд Lada». А контракт по продаже блокирующего пакета, по словам председателя совета директоров АвтоВАЗа Сергея Чемезова, будет подписан 25 февраля 2008 года. Сумма сделки за 25% блокирующего пакета акций составит около $1,3 миллиарда.
В планах создаваемого конгломерата удвоение к 2014 году производства АвтоВАЗа до 1,5 миллиона автомобилей в год, запуск новых моделей классов B и C, создание производства двигателей до 450-500 тысяч штук в год. Также в планах создание нового альянса Renault–Nissan–АвтоВАЗ, который к 2014 году может занять третье место по объему производства в мире после GM и Toyota. Кроме того, АвтоВАЗ готовится провести в следующем году размещение на IPO.
По мнению аналитиков, альянс Renault–Nissan еще больше укрепит свои позиции такой покупкой, автомобили Renault Logan уже выпускаются на заводе «Автофрамос» в Москве, а в Санкт-Петербурге строится завод Nissan.
По поводу предоставления новых автомобильных платформ Renault «АвтоВАЗу» сложилась противоречивая ситуация. Глава Renault-Nissan Карлос Гон заявил, что «мы не собираемся просто так передавать свои технологии и платформы. Они будут проданы за деньги». А президент группы «АвтоВАЗ» Борис Алешин утверждает, что «о покупке платформ у Renault речи не идет – партнер их нам предоставит. Платформа в глобальных альянсах предоставляется, чтобы увеличить количество производимых на ее базе автомобилей и снизить себестоимость их выпуска. Вопрос о платформах еще будет обсуждаться. Речь может идти о разных формах оплаты. Скажем, альянс инвестирует в подготовку производства, а затем вернет инвестиции за счет проданных автомобилей. В этом случае мы будем отчислять Renault роялти от продажи машин».
Следующая неувязка – это управление АвтоВАЗом: французы хотят иметь больше полномочий при принятии решений, блокирующего пакета может оказаться недостаточно.
Аналитик уфимской инвестиционной компании «Восток-Инвест» Александр Урюпин так прокомментировал это событие: «Окончательный выбор Автовазом стратегического партнера Renаult мы оцениваем позитивно. Этот союз позволит ускорить развитие АвтоВАЗа, обновить и расширить его модельный ряд, развивать марку LADA, сохраняя ее индивидуальность, чтобы помочь ей удержать лидерские позиции на российском рынке и укрепить ее коммерческий успех; обменяться технологиями и ноу-хау. Производственная мощность АвтоВАЗа будет увеличена с нынешних 900 тысяч до 1,5 миллиона автомобилей в год. У Renаult есть хороший опыт по созданию подобного альянса с фирмой Nissan. Руководство Renault сделало все, чтобы сохранить марку Nissan и развивать ее.
В итоге мы ожидаем, что Автоваз укрепит свои позиции на рынке (т.к. в последнее время доля АвтоВАЗа на рынке стала сокращаться), и сможет достойно конкурировать с иностранными производителями, с которыми он находится в одной ценовой нише».
К сожалению, уфимские дилеры Renault и Nissan отказались дать свои комментарии на эту новость, мотивируя это отсутствием официальной информации от Renault.