В Благовещенске завершился открытый чемпионат мотогонок на льду, носящий международный характер, поскольку в нем помимо российских спортсменов, участвовали гонщики из Германии и Нидерландов. Как и год назад, его победителем стал чемпион мира 22-летний воспитанник клуба им. Г. Кадырова Николай Красников, потерявший в результате четырехдневной борьбы всего четыре очка. Впервые мотогонки на льду проводились в вечернее и в дневное время.
Гонки на льду или ледовый спидвей – соревнования гонщиков на ледяном треке на специально подготовленных мотоциклах и резине с шипами У гоночных мотоциклов нет тормозов (торможение производится двигателем, а также ногой, обутой в ботинки – «стальной ногой»). Минимализм связан с желанием максимально облегчить конструкцию: вес мотоцикла составляет 80 кг. Мотоциклы имеют треугольную раму, верхние трубы которой ведут прямо от втулки заднего колеса до рулевой колонки, как у велосипеда BMX. Низкая рама должна обеспечивать гонщику максимальную свободу движений, так как мотоцикл по большей части управляется перемещением веса наездника. С этим же связана и очень маленькая ширина рамы: мотоцикл кажется почти плоским. Кроме того, такая геометрия позволяет наклонять мотоцикл на больший угол – в ледовом спидвее гонщики в повороте практически ложатся на лед. Для короткой гонки не требуется большого запаса топлива, поэтому бак у мотоциклов для спидвея крохотный. Число шипов на колесах не должно превышать 300, а длина их выступа 28 мм. Основные характеристики двигателя зависят от ухищрений механиков, которые стараются «снять» максимум мощности с разрешенных 500 «кубиков».В качестве топлива в спидвее используется не бензин, а метанол.
Чемпион мира по мотогонкам на льду Николай Красников признался: «Я работаю с одним механиком уже много лет. Он меня вырастил. Какие-то секреты у него, может быть, есть. Но стабильность – это хорошее качество. Этот человек делает для меня то, что мне нужно».
Смысл ледового спидвея в том, что в течение всей гонки пилот управляет мотоциклом на грани срыва в занос или собственно в скольжение. При этом скорость в поворотах достигает 70–80 км/ч, а на прямых – 200 км/ч! До сотни километров мотоцикл разгоняется за 3–5 секунд. Несколько гонщиков (чаще всего четверо) стартуют одновременно с одной линии. Традиционно мотоциклы движутся против часовой стрелки, всегда поворачивая налево. Заезд длится всего несколько минут. Турнирная таблица составляется таким образом, чтобы каждый гонщик померялся силами со всеми соперниками. Весь трек, а следовательно, и вся драматическая борьба на трассе, целиком находится в поле зрения зрителей.
Трассу для соревнований готовят, заранее заливая ровный лед, его толщина должна быть не менее 20 см. Трибуны обкладываются специальными мешками с сеном – в случае вылета с трассы эта мера защитит и гонщика, и зрителей. На одни соревнования уходит от полутора тысяч таких мешков.
А зародились гонки в 1924 году в скандинавских странах – Норвегии, Швеции и Финляндии. Россияне доминируют в этом виде спорта уже многие годы, побеждая в большинстве международных чемпионатов. Начиная с 1966 года, когда Международная федерация мотоспорта начала проводить личный чемпионат мира, гонщики России завоевали в нем 94 медали – 34 золотые, 31 серебряную и 29 бронзовых. В командном чемпионате мира, который проводится с 1979 года, завоевано 28 медалей – 24 золотые, 3 серебряные и 1 бронзовую. Во всех случаях медалистами становились выступавшие за сборную СССР (до 1991 года) и сборную СНГ (1992 год) гонщики России.
Комментарий директора спортивного клуба им. Г. Кадырова Рифа Саитгареева: «Победа в Благовещенске носит для нас промежуточный характер, так как соревнования эти региональные. Николай Красников хорошо подготовился летом и поэтому победил. Основная борьба еще впереди, у нас сильные соперники – братья Хомицевичи из Тольятти».
Впереди личное первенство чемпионата России. Уфимцы смогут посетить один из четвертьфиналов по ледовому спидвею 15-16 декабря на стадионе «Строитель». Остальные четвертьфиналы в это же время пройдут в Стерлитамаке, Новосибирске и Щадринске.