Вчера на российском заводе Ford, расположенном в городе Всеволжске, началась бессрочная забастовка. 20 ноября в 00:00 часов по московскому времени был остановлен сборочный конвейер автомобиля Ford Focus 2. Рабочие во главе с профсоюзом требуют повышения заработной платы с 1 марта 2008 года. Из 2,1 тысячи заводских рабочих в забастовке участвует около полутора тысяч человек. В ответ на действия, а точнее, бездействие бастующих, администрация аннулировала им пропуска и выставила заграждение из сотрудников ОМОН. Напомним, что это уже вторая забастовка на заводе в этом году. Февральская стачка помогла увеличить заработную плату рабочих на 14%. 7 ноября профсоюз уже провел предварительную забастовку, которая была оспорена руководством завода в суде и признана незаконной. Но на этот раз лидеры профсоюза подготовились лучше и заблаговременно предупредили руководство завода о предстоящей забастовке.
Ранее о забастовке также объявили рабочие доков ОАО «Морской Порт Санкт-Петербург». Похоже на то, что этот регион превращается, как и в начале ХХ века, в центр стачечного движения. Остается только посочувствовать руководству строящегося в Ленинградской области завода Toyota.
Заработная плата на заводе Ford в России составляет в среднем 19 тысяч рублей в месяц, что в целом выше, чем по стране, но в пять раз меньше, чем на заводе Ford в США. Бастующие хотят увеличить зарплату до 28 тысяч рублей. В день завод выпускает около 300 машин, и именно столько «фокусов» в ближайшие дни недополучат конечные покупатели. Пока непонятно, как активность рабочих повлияет на планы руководства в будущем году добавить в производство еще одну модель – Ford Mondeo. А в 2009 году компания собиралась расширить производство до 125 тысяч автомобилей в год, инвестировав дополнительно 100 миллионов долларов.
«Автомобили, которые были заказаны ранее, будут выпущены в более поздние сроки и поставка их будет отсрочена в связи с забастовкой», – заявила вчера пресс-секретарь российского представительства Ford Екатерина Кулиненко. По ее словам, руководство завода предложило «возобновить переговоры с 26 ноября и решить все вопросы. Мы не намерены разговаривать в условиях забастовки». Руководство прекратило начислять заработную плату рабочим, участвующим в забастовке.
В отделе продаж уфимского дилера Ford компании «Автоленд» нам сообщили, что пока никаких перебоев с поставками нет. В наличии также имеется Focus испанской сборки, но он дороже российского с такой же комплектацией на 100 тысяч рублей.
Из наиболее серьезных забастовок рабочих концерна в последние десятилетия можно вспомнить о стачке на заводе Ford в Мексике в 1987 году. Тогда на работу не вышли 850 членов профсоюза, добивавшихся повышения зарплаты. Требования профсоюза в итоге были удовлетворены, однако из-за забастовки производство простаивало в течение 40 дней.