С 1 января 2008 года вступят в силу, одобренные несколько дней назад Госдумой, поправки в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Принятые поправки увеличат выплаты по риску жизни и здоровью до 160 тыс. руб., в том числе 135 тыс. руб. составит страховая выплата родственникам погибшего и 25 тыс. руб. – расходы на погребение. Также устанавливается, что размер страхового возмещения в случае причинения вреда здоровью и имуществу потерпевших не может превышать 160 тыс. руб. на всех пострадавших и 120 тыс. руб. – на одного пострадавшего.
Также вводится ответственность страховщика за просрочку выплат – 3/4 ставки рефинансирования ЦБ от страховой суммы. Кроме того, упрощается система оформления ДТП. Потерпевший в ДТП сможет обращаться за возмещением не в компанию виновника, как сейчас, а в свою (где он купил полис ОСАГО). Это новшество поможет встроить российское ОСАГО в международную систему автогражданской ответственности «Зеленая карта». Планируется, что Россия войдет в систему международной автогражданки с начала 2009 года. Согласно закону, для присоединения к международной системе страхования российский страховщик должен являться членом профессионального объединения страховщиков и внести в фонд текущих обязательств такого объединения взнос в размере, эквивалентном 500 тыс. евро по курсу ЦБ на день платежа.
Данные поправки уже вызвали критику со стороны страховщиков, по их мнению, существующие тарифы не смогут покрывать расходы на страхование, и ОСАГО станет убыточным. А положения, принуждающие страховщиков платить без учета износа автомобилей, приведут к серьезному увеличению убыточности. То же самое касается утраты товарной стоимости. От нововведения, считают страховщики, выигрывает пострадавший от ДТП, а проигрывают все участники в целом, выплачивая больше по тарифу. В случае же неповышения тарифов предрекается скорый крах рынка страхования ОСАГО в целом. В следующем году из-за новых поправок ожидается удвоение выплат. Страховщики предлагают увеличить тариф по каждому из пунктов законопроекта.
Первый заместитель генерального директора компании «Росгосстрах» Дмитрий Маркаров заявил следующее: «Хотя каждый пункт в отдельности сам по себе хорош и нужен в целом для развития рынка, но то, как это принимается, вызывает серьезные наши опасения. Есть серьезные просчеты. Поэтому, какой пункт ни возьми, все это может привести к изменению тарифов, причем не на 20%, а значительно больше».
Уфимский автолюбитель Янур Зайнутдинов, 55 лет, стаж вождения 25 лет: «Страховка ОСАГО на мою старенькую Ниву обошлась мне около четырех тыс. рублей. Если тарифы серьезно повысят, то придется ее продать, езда становится уж слишком дорогой. Да и бензин дорожает. Вот так потихоньку и выпихивают старых автолюбителей на обочину» .
Так что результат этого новшества окажется прежним: законодатели могут сколько угодно улучшать положение рядовых граждан, оплачивая все это из кармана тех же самых граждан.