Активиста Тагира Кагарманова из Нефтекамска, одного из идеологов борьбы против строительства перерабатывающего завода в Камбарке, суд оштрафовал на 20 тысяч рублей. А людей, которые пришли его поддержать, поначалу даже не хотели пускать в зал суда. Кагарманов рассказал корреспонденту UFA1.RU, за что его наказали и почему он считает такое решение суда несправедливым.
«По закону мы могли провести митинг»
О начале народных волнений из-за строительства перерабатывающего предприятия в Камбарке мы рассказывали еще в начале июля. Местные жители называют его «заводом смерти» и боятся, что он может нанести урон окружающей среде. Тагир Кагарманов планировал организовать митинг против строительства завода в Камбарке перед кинотеатром «Октябрь» в Нефтекамске 26 июля. Он заблаговременно отправил оповещение о планируемом мероприятии, но ответа вовремя не получил.
— По закону администрация должна дать ответ в течение трех дней, — рассказал активист, — а они это сделали на четвертый день.
Проводить митинг Кагарманову не разрешили — сослались на нарушение правил его организации.
— Они высказали требование — якобы нам нужен был еще уполномоченный по общественной безопасности, — сообщил Кагарманов. — Мы тогда нашли человека, им в ответном письме об этом сообщили. Но все равно разрешения не дали и полицию не уведомили.
Активист решил не искушать судьбу. 26 июля он пришел площадь перед кинотеатром «Октябрь» и сообщил пришедшим об отмене мероприятия.
— В это же время там было два полицейских, мы им все объяснили и потом вместе людей разворачивали, — объяснил Кагарманов. — Потом уже, после всего этого, с оставшимися мы сделали совместную фотографию на память.
Активист опубликовал фотографию на своей странице в социальной сети. И даже не догадывался, то она станет причиной судебного иска против него.
«Как будто я какой-то преступник или террорист»
8 августа Кагарманова вызвали в суд в качестве ответчика.
— Меня обвинили в организации несанкционированного пикета, — рассказал он. — Я считаю, что «настучали» на меня из администрации. В отношении меня даже проводили административно-разыскные мероприятия, как будто я какой-то преступник или террорист.
В качестве доказательства вины активиста выступила та самая злополучная фотография, сделанная в день несостоявшегося митинга.
— Видимо, это стало чем-то вроде красной тряпки для быка. И дали команду показательно нас наказать, — предположил Кагарманов, — участковый сначала составил описание событий в тот день, когда мы фотографию сделали, и только через три дня он оформил протокол, подал в суд. И под всем этим подписались те люди из администрации, с которыми я вел переписку!
Активист посчитал, что обвинение против него сфальсифицировано, и пригласил в суд всех, кто желает его поддержать. Но в день суда, 9 августа, группу поддержки активиста в зал заседания судья не допустила. Не помогло и то, что об этом активист просил заранее.
— Мы заявили десять свидетелей и попросили зал, а они никого не пускали — прибыли два омоновца и не давали людям войти. Приехали люди из Камбарки, из Уфы, из других городов — 50 человек, — рассказал он, — судья зал не дала, не впустила людей. Тогда я потребовал у судьи отвод, и только после этого она запустила 15 человек.
«У них даже фотографии нет, только скриншот!»
По словам активиста, суд предъявил ему обвинение в организации... несанкционированного пикета.
— Так как мы просто сделали фото на память, на суде не было ни одного свидетеля, который бы дал против меня показания, — говорит активист. — Правоохранители, которые были с нами около кинотеатра в тот день, также сказали, что никаких незаконных акций не было. Я попытался это объяснить в суде, и мои адвокаты тоже об этом говорили, но судья всё равно назначила мне 20 тысяч рублей штрафа.
Корреспондент UFA1.RU связался с городской администрацией. Там подтвердили, что Кагарманов действительно обращался к ним, чтобы согласовать мероприятие.
— Да, конечно, уведомления о митинге были поданы в письменной форме, — ответили в администрации. — Ответы их не устроили, они вышли. Потом сотрудники правоохранительных органов обратились с иском в суд.
На вопрос о законности преследования Кагарманова в администрации Стерлитамака сослались на решение суда.
— Это решение основывается на требованиях закона. Если суд его вынес, значит, действия Кагарманова в этот день и в это время были незаконными, — сказали там. — Или вы решению суда не доверяете?
По словам Кагарманова, у суда не было неопровержимых доказательств его вины.
— У них даже фотографии нет, только скриншот! — объяснил Кагарманов. — Когда адвокат спрашивал сторону обвинения, чем она руководствовалась, нам отвечали — решением вышестоящего начальства. Я в ужасе просто! Театр абсурда, история города Глупово!
Если не запрещено, значит, можно
Главным основанием для назначения Кагарманову наказания стала фотография перед кинотеатром «Октябрь», где стоят люди с плакатами. По мнению суда, такие действия попадают под определение пикета.
— Мероприятие, проведенное Кагармановым Т. Р., попадает под признаки пикетирования в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ, поскольку участвующие в данном мероприятии лица в общественном месте публично выражали свое несогласие со строительством завода в городе Камбарка, используя средства наглядной агитации, — сказано в решении суда.
Обвинение построено на том, что активист уведомил администрацию о проведении митинга, а не пикета. Возражение адвокатов Кагарманова, напомнивших о том, что митинг чаще всего подразумевает в том числе и пикетирование, было отклонено. Суд сообщил о том, что уведомление о проведении таких мероприятий должны быть конкретизированы, то есть разрешение проводить митинг еще не означает разрешение на пикет.
— В определении Конституционного суда РФ № 484-О-П указано, что использование в части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» таких понятий, как «мотивированное предложении» и «согласование» не свидетельствует о неопределенности его [публичного мероприятия] содержания, — сказано в решении суда.
При этом суд обосновал, почему он может делать выводы о содержании мероприятия по фото. Дело в том, что КоАП РФ «не предусматривает запрет» такого подхода.
— Ссылка защитника на неправомерность проведения оперативно-розыскных мероприятий «Наблюдение» и «Отождествление личности» необоснованна, поскольку нормы КоАП РФ не предусматривают запрет на проведение указанных мероприятий в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении, — говорится в решении суда.
«Я боюсь за жизнь и здоровье своей семьи»
Активист высказал подозрение, что его дело сфабриковали на ровном месте.
— Я никогда не думал, что у нас, в Башкирии, такое будет, думал, только в Москве такое возможно, — возмутился он, — я сейчас уже боюсь за жизнь и здоровье своей семьи. У меня дочь несовершеннолетняя, жена. Мне она сама уже говорит: «Я боюсь».
После суда активист записал видеообращение, в котором рассказал о произошедшем.
«Вот сейчас мы его отпустим, а в Москве косо посмотрят»
Кагарманов намерен обжаловать решение суда в Уфе и подать в суд на городскую администрацию Стерлитамака. Корреспондент UFA1.RU обратился к адвокату Роману Петрову, чтобы понять, как активисту следует действовать дальше.
— Тут всё, конечно, достаточно запутанно, — сказал Петров, — возможно, не полностью или необъективно было рассмотрено это дело. Ситуация действительно неоднозначная, у нас же еще по всей стране такая напряженная ситуация из-за того, что в Москве происходит например. Судьи ведь тоже люди, они тоже беспокоятся. Подумают: вот сейчас мы его отпустим, а в Москве косо посмотрят. Может быть и такое.
Адвокат описал порядок дальнейших действий, которые может предпринять Кагарманов.
— В течение десяти дней после вынесения судом первой инстанции решения о наложении штрафа он имеет право обжаловать его в Верховном суде, и оно станет предметом пересмотра в суде апелляционной инстанции. Все эти доводы о несогласии, неверной оценке имевших место событий будут проверены, апелляционная инстанция примет законное, обоснованное решение. Если это решение его тоже не устроит, у него будет право обратиться уже в конституционном порядке по процессуальным основаниям. На сегодня эти обращения принимает Президиум Верховного суда республики, дальше можно обратиться в Москву, в Верховный суд РФ.
Петров сказал, что с жалобой активисту лучше не затягивать.
— Сейчас надо подать жалобу по существу о несогласии, — сказал он, — суд первой инстанции, возможно, допустил неверную трактовку, учитывая то, что администрация Кагарманову никакого ответа в установленные законом сроки не дала, тем самым согласовав ему проведение этой акции. А вот какая это акция была, как ее квалифицировать, возможно, должны решать привлеченные специалисты, обладающие необходимыми познаниями, которые бы разъяснили, чем отличается митинг от пикета, и что в тот день на самом деле происходило. Верховный суд более квалифицированный в этом плане, у Кагарманова там есть шансы.
История борьбы с «заводом смерти» в Камбарке началась еще в начале июля. Уже 14 июля прошёл митинг против строительства опасного предприятия, а 8 августа активист Кагарманов сообщил о возбужденном против него деле.
Если вы присутствовали на суде, присылайте сообщения на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp по номеру: +7 987 101–84–78.