Как удержать тонкую нить, связывающую с ребенком, как сделать ее прочной, способной выдержать бури и кризисы детства, подросткового возраста и взросления, и остаться своими на всю жизнь? Найти ответы на этот вопрос UFA1.RU попросил практикующего психолога Марию Наймушину.
Слова, которые ранят сильнее и больнее многих других: «Вы меня совсем не любите», «С тобой скучно», «Как же вы надоели со своими поучениями!», «Зачем вы вообще меня рожали?».
Самое ценное, дорогое и близкое существо — родной маленький человек, растущий и все более самостоятельный, — вдруг будто начинает говорить на другом языке. И вряд ли найдется папа или мама, которых не пугала бы перспектива стать чужим для своего чада.
Кто же такой «свой»? Первое, что приходит на ум, — близкий, теплый, надежный, внимательный. Можете продолжить перечень своими вариантами.
А какой он «чужой»? Вероятно, кто-то, кого мы не знаем: далекий, непонятный, безразличный и даже опасный.
Попробуйте представить себя в роли ребенка, для которого родитель скорее «свой», перебирая перечисленные выше характеристики.
А потом — для которого «чужой», как вам это?
Уверена, первая часть эксперимента оказалась куда более приятной, и это вполне понятно. Рядом с «близким» родителем безопасно, тепло и интересно. Там хочется расти, изучать мир и пробовать свои силы в нем, полагаясь на надежного папу или маму. Поверьте, каждому под силу быть именно таким родителем для своей дочери или сына, если следовать нашим советам.
Совет № 1. Общайтесь с ребенком качественно
Выделять специальное, отдельное от всего остального время на качественное присутствие с ребенком.
Критерии «качественного присутствия»:
в фокусе внимания — ребенок;
регулярность;
возможность для ребенка проявлять собственные инициативу и интерес.
Специальное и отдельное от всего — значит, что в фокусе вашего внимания в течение этого времени будет находиться ваш ребенок и общение с ним. Даже если вы при этом делаете ремонт, лепите пельмени или рисуете, на первом месте — ребенок и его интерес, а не идеальное качество ремонта, пельменей или пейзажа. Все мы когда-то учились, и делать это гораздо приятнее, если есть возможность ошибаться.
Продолжительность может сильно варьировать в зависимости от возраста, гораздо важнее тут регулярность. То есть лучше, если у вас будет возможность проводить с ребенком по 20 минут каждый день в течение рабочей недели, чем полтора часа «залпом» в один выходной.
Для детей дошкольного возраста эта проблема, как правило, не встает, и время на совместные игры или разговоры находится легко. Но как только маленький человек отправляется в школу, «время, чтобы быть вместе» постепенно замещается формализованным интересом: «Как в школе? Как оценки?» и «Иди делать уроки». А совместное выполнение домашки тут не засчитывается. Особенно важно право ребенка на «время родителя» в подростковом возрасте, когда все ждут «взрослого поведения и ответственности» и обратиться за помощью бывает особенно трудно.
Если у вас нет возможности находиться с ребенком в течение недели и видитесь вы редко, есть и другие возможности быть рядом. Например, созваниваться по телефону и видеосвязи, обмениваться видеороликами, забавными фото и историями или писать друг другу бумажные письма с описанием своей жизни за неделю, обмениваясь ими при встрече. Ребенок даже при физическом отсутствии родителя рядом всегда сможет вернуться к этим роликам, фотографиям или письмам и «побыть рядом» с папой или мамой. Так ощущение присутствия родителя будет гораздо полнее, чем очередные купленные кукла, машинка или планшет.
Собственную инициативу и интерес в том, как провести «своё» время с родителем, ребенок может проявлять очень по-разному. Малыши просят почитать на ночь или поиграть вместе, дети постарше — могут сами придумывать сценарии игр, просить родителя побыть каким-то из героев. Подростки — посмотреть вместе фильм или поговорить о своих проблемах.
Регулируйте свои возможности: если ребенок предлагает покататься на скейте в экстрим-парке, а вы не умеете, — выбирайте между научиться или сходить в качестве заинтересованного (а не сидящего в телефоне) зрителя-болельщика, но не отказывайтесь. Младшим детям можно подсказать: «Пойдем поиграем в снежки или попробуем вместе собрать замок из лего?» — и прислушаться к их выбору, даже если это будет третий вариант — «давай просто поваляемся на диване и поболтаем».
Совет № 2. Интересуйтесь так, что «оторваться невозможно»
Обнаружить свой искренний живой интерес к чему-либо и дать ему волю. А потом потренироваться слышать интерес ребенка и давать ему почувствовать себя экспертом в выбранной области.
Вы наверняка интересовались или интересуетесь чем-то так, что «оторваться невозможно»? Возможно, это конструкторы, коллекционирование монет разных стран, радиотехника? А может, рисование, спорт, чтение или придумывание новых миров?
Как взрослый человек вы совершенно точно являетесь экспертом сразу во многих вещах. Найдите те из них, которые вдохновляют и увлекают, и позвольте себе заниматься этими делами. Вы увидите, что даже самые маленькие дети в какой-то момент заинтересуются вашим занятием и начнут подражать и пробовать делать что-то похожее.
Подражание — естественный механизм обучения любого маленького человека. Искренне заинтересованный взрослый способен увлечь за собой любого ребенка, тут привлекает сам процесс, в котором привычное школьное «Надо» так приятно заменяется на «Интересно! Хочу!». Совместные открытия, впечатления, события, чувства и воспоминания — все они выстраивают и укрепляют фундамент детско-родительских отношений.
По мере взросления ребенка подражание сменяется все большей самостоятельностью, и ребенку становится важно делать собственные открытия, ходить в ранее неизведанные вселенные и иметь возможность делиться всем этим с важным взрослым, рассчитывая на поддержку. Подростка уже не увлечь сидением папы или мамы за выжиганием. Куда больший отклик в его сердце найдет интерес родителя к тому делу, которое сам подросток избрал для изучения.
При этом это должны быть искренний интерес и желание разобраться, без обесценивания и сомнений в успехе предприятия. Например, фраза: «О, как интересно, что ты решила заняться восточными танцами! Расскажи, почему ты выбрала именно их?» — проходит. А такое: «У нас никто в семье танцором не стал, и у тебя не выйдет» — нет.
Ведь даже если пятилетка говорит о том, что «точно полетит в космос», — это замечательная тема для увлекательной беседы, сочинения истории или создания комикса. И, если у ребенка при этом плохое зрение, которое сейчас не позволило бы ему стать космонавтом, это совершенно не означает, что его мечта невыполнима. Ведь так или иначе связанных с космосом работ и занятий очень много! Это и строительство ракет, и съемка фильмов про космос, подготовка космонавтов и многое-многое другое. И, кстати, космический туризм, который существует уже сейчас. Кроме того, когда девочке исполнится 18 лет, проблему со зрением, вероятно, научатся решать с помощью новых технологий.
Важно поддержать вашего мальчика или девочку словами о том, что «да, это здорово и интересно, расскажи подробнее об этом, или давай вместе поищем информацию, как это можно будет сделать!». Согласитесь, это лучше, чем фраза: «Кому ты там нужна с таким зрением, не смеши людей!» Вместе с вашей поддержкой ребенок научится видеть не причины для отказа от мечты, а возможности для преодоления возникающих проблем — качество, очень важное для человека 21-го века.
Совет № 3. Проверяйте, чем наполнены ваши отношения с ребенком
Регулярно проводите «внутренний аудит» ваших отношений, отвечая на вопрос: «Чем наполнены мои отношения с ребенком?» Это можно делать самому с собой, распределяя события дня или недели в два столбика: те моменты, которые скорее «согревали» ваши с ребенком отношения, и те, которые «охлаждали».
В самом начале это можно делать на бумаге — чтобы не упустить важное. Чтобы результаты были правдивые, можно задать ребенку два вопроса. Первый: «Как ты понимаешь, что ты мне важен и дорог? Как ты понимаешь, что я тебя люблю?» И второй: «Бывает такое, что ты думаешь, что не важен мне или я не люблю тебя? Что это за моменты?» Маленьким детям можно помогать дополнениями: «Как я говорю в такие моменты? Какое у меня выражение лица, можешь показать? Как я смотрю на тебя, что при этом делаю или не делаю?» Будет очень здорово, если наберется 5–7 и больше пунктов по каждому вопросу. Чем больше — тем лучше! Если не выходит собрать их за один раз — это тоже хорошо, к вопросам всегда можно будет вернуться снова, когда будут силы и желание.
Важно записать ответы ребенка, потому что это будут пункты вашего баланса. И быть готовыми к тому, что эти же вопросы ребенок переадресует вам, потому что это интересно — «узнать, как родитель чувствует мою любовь».
Еще можно договориться с ребенком и сделать это семейной игрой, в которой ребенок и родитель дают друг другу обратную связь о том, был этот день или неделя для них скорее «теплым» или «холодным».
Если проводить «аудит» регулярно, то со временем бумаг не понадобится и «баланс» вы научитесь сначала подводить «в голове» (например, перед сном или по дороге на работу), а потом сможете замечать по своим внутренним ощущениям, и это уже не потребует больших усилий.
В конце предлагаю маленький тест.
Проверьте, чем наполнены ваши с ребенком отношения
Ответов «да» шесть и больше: поздравляю, ваша «ниточка» крепнет с каждым днем от новой похвалы и обсуждения захватывающего мультика.
Ответов «да» меньше пяти: вы уже многое сделали, а теперь возьмите ориентир на пункты с ответом «нет» — двигаясь в их направлении, вы обязательно наполните пространство вашего с ребенком общения взаимным интересом и теплом!