Жительница Бирского района республики, 18-летняя Влада Ханова, три года назад получила серьезный ожог лица. Девушка пошла в баню и в какой-то момент потеряла сознание, упав в чан с бурлящим кипятком. Восстанавливать её лицо врачам пришлось буквально по сантиметру. Девушке приходится скрывать свой облик под маской и париком, до сих пор пытается вернуться к нормальной жизни. О своей мечте — сделать пластику носа и вернуть волосы — Влада рассказала корреспонденту UFA1.RU.
День, который перевернул всё
Трагедия, перевернувшая всю жизнь Влады, произошла в 2015 году. Девушке тогда было всего 15 лет.
— Я гостила у бабушки с дедушкой на каникулах. 8 января пошла в баню, потеряла сознание. В тазик налила воды горячей и, видимо, упала головой в кипяток. Встала, пошла в дом. Поначалу не поняла, что случилось, не осознала, что у меня ожог. Пришла, говорю: «Я угорела». Полежала, воды попила, потом говорю: «Бабуль, я не вижу». Тут они скорую вызвали, меня в реанимацию бирской больницы положили. На следующий день отправили в Уфу, — вспоминает Влада.
После этого в жизни девушки началась череда скитаний по больницам и жизнь от операции до операции. Дело было не только в красоте — в первую очередь врачи пытались спасти зрение и обоняние.
Кожу для лица снимали с рук
Влада провела в больнице полгода. Все это время ей делали операции по пересадке кожи.
— У меня на руках можно заметить швы — с них снимали кожу. Ноги тоже все изрезанные, — говорит девушка. — Потом появилась ещё одна проблема. Один из врачей-микрохирургов сделал мне неправильно операцию — кожа слишком сильно натянулась, и глаза перестали закрываться. Я в прямом смысле спала с открытыми глазами.
Влада говорит, что оплошность быстро замяли — тот врач уволился, а другой прооперировал ребенка повторно. Разбираться дальше семья Влады не стала — слишком много было других проблем. Но, несмотря на все усилия медиков, глаза по-прежнему сохли, и девушка почти ничего не видела.
Окончательно решили проблему с глазами много позже. Силами неравнодушных жителей Бирска мама Влады собрала деньги на пластику верхних и нижних век и повезла дочь в Москву. Специалистов, способных провести такую сложную операцию, в Башкирии не нашлось.
«Почти не чувствую запахов»
— В этом году нужно нос делать, потому что больше половины запахов я не слышу, — говорит Влада. — Врачи сказали, что восстановить некоторые хрящики смогут. Нос ведь почти весь сгорел. Сейчас хотя бы ноздри нарастить и сделать их симметричными.
Такая операция по стоимости равна обычной ринопластике в хорошей клинике — 125 тысяч рублей. На сегодняшний день девушка собрала почти треть от необходимой суммы.
— Я перенесла больше 12 больших операций. Мне бы еще пересадку волос сделать — лоб весь в рубцах, бровей нет — сгорели, полголовы в шрамах. Но таких специалистов у нас тоже нет, поэтому хожу в парике, — признается девушка. — Надеюсь этим вопросом заняться после носа. Потом уже, надеюсь, некоторые швы, хотя бы немного, на руках убрать. Они очень сильно выпирают, мне некомфортно.
«У всех — свои проблемы»
Несмотря на трагический случай, который перевернул всю жизнь, отказываться от возможности учиться и общаться со сверстниками Влада не собирается.
— Когда я попала в больницу, меня автоматически оставили на второй год, потому что больше половины программы я пропустила. С горем пополам я закончила девять классов на домашнем обучении, сдала ОГЭ, — говорит девочка.
Около трёх месяцев девушка боялась показаться на улице. Первые попытки выйти на прогулку заканчивались слезами. Любопытные прохожие показывали на неё пальцем, говорили грубости, якобы она пугает детей.
— Я в медицинской маске ходила. В результате совсем замкнулась в себе. Но потом поняла, что мне надо жить дальше, получить образование. Поступила в кооперативный техникум на бюджет. Первый год отучилась без троек. Появились ребята, с которыми хорошо общаемся. Конечно, непросто было попасть в новое общество, но я вроде справилась, — говорит Влада.
Девушка хочет доучиться и работать по специальности — технологом общественного питания. В её начинаниях Владу поддерживают мама с братишкой и две подруги — все, кто остался рядом после несчастья.
— Первое время было тяжело, переживала, как я покажусь на людях. После поездки в Москву эти страхи удалось побороть, стала меньше комплексовать, — уверенно говорит Влада. — Мы жили в одном конце города, а больница находилась на другом. Пока я туда-сюда ездила, никто не обращал на меня внимания. И только тогда я поняла, что людям всё равно, когда вокруг толпа, у каждого свои проблемы.
Все, кто хочет оказать помощь девушке, могут написать на почту 02@rugion.ru с пометкой «Помощь Владе» или позвонить по номеру телефона: 8 (347) 286–51–96.
Светлана Чернова