В опубликованном в начале октября отчете Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сообщила приятную новость: заболеваемость туберкулезом во всем мире сократилась с 9,4 миллиона новых случаев инфекции в 2010 до 8,8 миллиона человек – в нынешнем. Однако Россия данную тенденцию не поддерживает. Например, на Южном Урале по-прежнему не снижается число заболевших страшной болезнью. И хоть среди детей уровень заболеваемости в 2,5 раза ниже общероссийских показателей, расслабляться рано.
То, что новых случаев заболеваемости не выявлено, еще не означает, что распространение палочки Коха – возбудителя болезни – остановлено. По мнению врачей, около 90% населения России инфицированы этим возбудителем, однако, пока иммунитет организма сильный, туберкулез не опасен. С детьми дело обстоит еще сложнее: в детских садах или школах возбудитель передается гораздо быстрее, поэтому очень не просто заботиться о сильном иммунитете ребенка, но и вовремя диагностировать заболевание, если оно все же проявит себя.
«При этом заболевают туберкулезом совсем не те дети, которых отправляют в диспансер после Манту, – говорит в интервью «Комсомольской правде» главный детский фтизиатр Минздрава России Валентина Аксенова. – Заболевают те, кто находится в так называемых очагах инфекции – социально неблагополучных семьях, семьях приезжих, ВИЧ-инфицированных, где взрослые уже болеют или болели туберкулезом. Если общая заболеваемость детей по стране 14,7 на 100 тысяч населения, то в очагах этот показатель 500 на 100 тысяч».
Единственное, в чем Россия добилась положительных результатов в лечении туберкулеза, это снижение смертности от болезни на 25%: пока это наивысший показатель за последние пять лет. Причину такой тенденции врачи видят в том, что государство не скупится на закупку лекарств и оборудования. Впрочем, в мире тоже сократилась смертность от туберкулеза: 1,4 миллиона летальных случаев в 2010 году против 1,8 миллиона – в 2003 году.
При этом профилактика по-прежнему занимает ключевое место в борьбе с этой страшной болезнью. Дело в том, что в России возрастает количество случаев выявленной лекарственно устойчивой формы туберкулеза. Ее тоже вызывают бациллы Коха, но при этом они более живучи и агрессивны, что делает большинство препаратов, отлично справляющихся с обычным туберкулезом, неэффективными. Сама болезнь также протекает намного тяжелее. И если еще десять лет назад лекарственно устойчивый туберкулез развивался в основном из-за неправильного лечения обычного туберкулеза, то сегодня в мире он выявляется при каждом втором первичном случае заболевания. В России цифры менее пугающие – каждый пятый новый выявленный случай – лекарственно устойчивая форма туберкулеза.
Сегодня фтизиатры намерены отказаться от прививок Манту, потому что появился наиболее точный вид диагностики заболевания.
«В Манту входит 100 антигенов, – объясняет Валентина Аксенова, – и реакция организма, которая заставляет врачей отправлять ребенка к фтизиатру, может оказаться банальной аллергией. Правда, и туберкулез исключать не следует».
Новый способ – это диаскинтест. Инновационная российская технология, которой уже заинтересовались во всем мире. Поскольку у многих палочки Коха в организме присутствуют, но иммунитет пока справляется с подавлением болезни, то и отслеживать надо не наличие бацилл, а их жизненную позицию. Диаскинтест выявляет активность инфекции. Если она отрицательная, то и таблетки принимать не нужно. Пока. Дальше надо вести наблюдение: делать флюорографию, следить, не активизируется ли туберкулез, чтобы вовремя начать лечение.
Впрочем, именно с этим показателем в России хуже всего: коэффициент выявления инфекции в России в 2005 году составлял 83%, а к 2010 году снизился до 73% (аналогичный показатель для мира в целом – 87%). В результате по данным прошлого года Россия наряду с Зимбабве, Нигерией, Бразилией, Эфиопией, ЮАР и Угандой вошла в семерку стран самыми низкими показателями эффективности лечения туберкулеза.