Институт генплана Москвы разрабатывает генеральный план развития столицы Башкирии аж до 2040 года. Модель представили в феврале. А 5 июня в формате Zoom-конференции прошло открытое обсуждение этих идей. Но полноценной дискуссии не получилось. Не все представители власти смогли присоединиться к нему. Бренд-менеджер портала UFA1.RU обсудил этот момент с активистом и общественником Валерианом Гагиным, который сообщил, что Главное управление строительства и архитектуры Уфы не представило согласия на участие в этой конференции представителей генплана Москвы. Общественники будут стараться провести эти обсуждения еще раз, чтобы власти приняли участие и ответили на вопросы активистов. Об этом и не только мы поговорили с Валерианом в нашем инстаграме. А сейчас приводим самые яркие моменты беседы.
По словам Валериана, активисты столкнулись с системной проблемой организации публичных слушаний, обсуждений и диалога властей и обычных жителей в Уфе. Эта беда началась не только 5 июня, стоит вспомнить хотя бы слушания по поводу строительства дельфинария, принятия бюджета и других.
— Я как член Совета по правам человека получаю обратную связь от людей, когда они даже не знают, что будет происходить в их городе, на их улице, в их дворе. Проблема с 34-этажным домом на Шота Руставели — это всё звенья одной цепи. Одни не говорят, другие не знают. Горожане вправе понимать, что власти планируют делать на территории их двора, района, города. Это прямая демократия, которая предусмотрена всеми положениями наших законов, — говорит Валериан.
Что такое генплан и почему он так нужен?
Каким будет конечный генплан Уфы — 2040 — неизвестно, потому что все эти обсуждения, которые сейчас проходят, как раз и должны решить, куда будет развиваться город, останется ли он на территории полуострова, будет ли застройка вестись там, где нам привычно, будет ли на улицах тесно и дома поднимутся исключительно многоэтажные или Уфа застроится за пределами Белой, город вытянется.
— Решение, как развиваться, — это по сути создание технического задания власти от горожан. На этом этапе разработчик и заказчик, которым является Главное управление архитектуры, должны сформировать это техзадание, которое ляжет в основу нового генплана, так как управление в этой ситуации представляет всех нас, — говорит Гагин.
Стоит сказать, что прошлый генплан был реализован только на 15%, и чтобы такого не повторилось сейчас, нужно принять очень важное решение.
— Конечно, мне как горожанину непонятно, зачем заказывать за 100 миллионов рублей документ, который будет реализован на 15%? — говорит Валериан.
При этом Валериан Гагин говорит, что делать обсуждение нужно тогда, когда удобно горожанам, а не тогда, когда может администрация. Ведь все мы живем в цивилизованном мире, где бизнес идет за потребителем, а не наоборот. А администрация Уфы существует на налоги, то есть на деньги горожан, и обслуживать они обязаны интересы общества, а не кучки заинтересованных лиц.
— Коронавирус не является препятствием, чтобы коммуницировать, наоборот, больше людей можно вовлечь в обсуждения. Zoom прекрасно работает и требует минимальных затрат на проведение конференций, — говорит Гагин.
К примеру, говорит Гагин, в Казани генплан обсуждают уже пять лет. И общественные слушания там проходили в каждом районе, где каждый житель мог высказаться по этому поводу. И исходя из этого генплан в Казани будет более реалистичным, чем в Уфе.
Спасаем леса, но какие?
Активисты подняли такую тему: рядом с Затоном построили многомиллионный комплекс для тренировок людей с ограниченными возможностями здоровья. Однако он до сих пор пустует. И эти деньги можно было бы направить на развитие любительского спорта в каждом дворе города — сделать площадки, обустроить их.
Не обошли стороной и проблему лесов. Со слов Валериана Гагина, Уфа считается городом в парке и является одним из самых зеленых в России. У части зеленых насаждений есть статус охранной зоны, у какой-то части — статус городских лесов, где-то — статус парка, а где-то — нет никакого. Горожане должны знать, что является лесом и что нельзя трогать ни при каких условиях, а что можно модернизировать и как. Общественники просят властей рассказать и объяснить это. Это позволит минимизировать общественные конфликты.
— В генплане декларируется защита городских лесов, а каких лесов? Где они? Я, например, о них не знаю. Парк искусств, который мы давно хотим сделать, располагается не на территории городских лесов, но дальше я не знаю: парк лесоводов — это городские леса или нет? Можно там что-то делать или нет? Я не знаю, как и не знает большинство горожан. У нас есть замечательный проект Непейцевского дендропарка, но какой у него статус? Почему он в таком заброшенном состоянии? — недоумевает Валериан Гагин.
Город для людей, а не для пешехода и автомобилиста
Также активисты сообщили, что одной из тем обсуждения было всеобщее противостояние автомобилистов и пешеходов, а также проблема парковок в центре. Валериан говорит, что тема перехватывающих парковок несколько лет назад звучала в информационном пространстве, но заглохла. А проблема тем временем не решена — невозможно в Уфе приехать в центр города и припарковать автомобиль.
Если вас тоже не пустили на публичные слушания, но вам есть что рассказать, присылайте свои сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp по номеру +7 987 101–84–78.