
Возле обновлённого здания оставили старое пианино — местами еще работающее
На самом краю Башкирии раскинулось село, которое в силу бурного развития считалось хлебной столицей Прикамья и почти стало городом. Однако события начала XX века поставили крест на этой затее. Село так и осталось в этом статусе, а бывшие купеческие дома, построенные из кирпича, заняли госорганы СССР. Сейчас от многих из них остались только стены. Как жила Николо-Берёзовка и что с ней сейчас, UFA1.RU рассказывает в этом материале.
Хлебная столица
Согласно историческим справкам, Николо-Берёзовка появилась в 1550 году: считается, что мимо будущего села плыли купцы, но следовать дальше не могли. Тогда они вышли на берег, где им «на высокой берёзе» явился образ Николая Чудотворца. Оттуда и название поселения.
Какого-то бурного роста у села не было до XIX века, когда оно стало торгово-промышленным центром. В декабре несколько дней проводилась большая ярмарка, по выходным — базары. А ещё здесь пекли хлеб, заготавливали зерно, а потом экспортировали его.
Уфимский краевед Янина Свице писала, что ежегодно с берегов села уходило до 5 миллионов пудов зерна (почти 82 тысячи тонн), поэтому Николо-Берёзовка считалась хлебной столицей Прикамья. Были планы сделать её городом, но императора свергли, начались революция и гражданская война. Было не до этого.

Стань Николо-Берёзовка городом, не появился бы Нефтекамск
Ещё до свержения царской власти, в 1910 и 1914 годах, в Николо-Берёзовку приезжала Елизавета Фёдоровна Романова. Императору она приходилось свояченицей, то есть сестрой жены. Её визиты исторически толком не расписаны: Янина Свице писала, что на встречу с княгиней в числе прочих приехал уфимский губернатор.
Дата его визита не уточняется: между 1910 и 1914-м сменились два губернатора. Первый — Александр Ключарёв, из Уфы уехал в Петербург и пропал после революции; второй — Пётр Башилов, участник Белого движения в Сибири.
Помимо чиновников, на встречу с Романовой приходили и простые жители: явление царской семьи всегда вызывало фурор. Елизавета приходила на службы в храмы, побывала в прилегающих марийских деревнях, делала пожертвования для школ марийцев.

Вход в историческую часть села уложили досками, на манер старины
«Сокрушительный удар по селу»
Николо-Берёзовка состоит из двух частей. И наш рассказ будет посвящён историческому месту. Оно находится у Камы, а новое — ближе к Нефтекамску. Город появился ещё в конце 1950 годов, но массовое переселение туда началось спустя 30 лет. Это было связано со строительством Нижнекамского водохранилища, которое расположено в 80–90 километрах вниз по течению Камы.
После запуска водохранилища собирались затопить нижнюю часть Николо-Берёзовки. Поэтому в срочном порядке началось переселение жителей в места повыше или вообще в город.
Краевед Янина Свице писала, что впервые приехала в Николо-Берёзовку в 1986 году: в исторической части тогда стоял полуразрушенный кирпичный храм, а также десятка два разбитых домов. На самом деле, их было больше, просто рядом с купеческими стояли обычные деревянные. Первые имели разное предназначение, типа милиции или магазина, а во вторых жили люди. На 1914 год жилых домов имелось порядка 150.
Деревяшки снесли, а кирпичные остались жить сами по себе. Хотя, заходя в историческое поселение сейчас, сразу натыкаешься взглядом на разрушенные почти до основания дома.

Там уже идет своя жизнь
Возможно, часть зданий действительно сносили вручную, не задумываясь об их исторической и культурной ценности. Но в основном они уничтожены временем.
Эпоха возрождения
Нет, мы не про XV век, а скорее про XXI. Когда перестал существовать СССР, прежние религиозные гонения закончились. По всей стране началось восстановление храмов, церквей, мечетей.
Получилось вернуть к жизни несколько зданий, которые, казалось, уже безнадёжны.

Часть домов отдана под бизнес, другая часть — под жильё
Некоторые, как этот амбар для хранения зерна, сохранить не удалось. Поэтому в напоминание о нём осталась просто стена. Хранилище принадлежало купцу Александру Фёдорову, который торговал лесом и хлебом. В советское время здесь, со стороны улицы, был магазин.

Так это странно выглядит
Дальше — дом купца Ивана Сахарникова. Помимо дома, у него был большой деревянный амбар, зерносушилка, кладовые для вещей крестьян (так сказать, платная камера хранения). Купец сам продавал хлеб. Кроме того, спонсировал строительство храма в селе Арлан, что в 23 километрах от Николо-Берёзовки. Потом его посещала княгиня Елизавета Фёдоровна.

Из дома растут деревья
В советское время в доме был Госбанк, ДОСААФ. Сейчас здание более-менее сохранилось, но кровля уничтожена, внутренняя отделка местами облупилась. Снаружи с фасада попадали кирпичи.

Потом сюда вставят пластиковые окна
В амбаре при «советах» был кинотеатр: зал вмещал 150 человек. Благодаря высоким потолкам качество звука и воздуха было хорошим. В это, может, сложно поверить, но очереди за билетами были не хуже, чем в уфимской «Родине». Кино продолжали крутить до тех пор, пока эту часть Николо-Берёзовки не расселили. Сейчас кинотеатр тоже в плачевном состоянии, территория заросла всем, чем можно. Но, с другой стороны, шансы на восстановление есть — он ведь не разрушен целиком.

Это был кинотеатр
Следующее здание — дом купца Александра Кузьмина. Он вместе с отцом владел зерносушилками — говорят, выгоднее было торговать зерном, а не мукой. По одной из версий, это связано с логистикой: зерно проще перевозить, меньше затрат возникает, к тому же мука плохо хранится. У Кузьмина на берегу Камы был амбар, где хранили хлеб, который с началом навигации отправляли по реке на продажу.

Выглядит более-менее целым
В СССР первый этаж здания заняла аптека, второй — суд и прокуратура. В настоящее время дом плюс-минус целый снаружи, но крыши у него нет, внутри тоже разруха.

Молодежь тут побывала, сразу видно
Дальше стоит торговая лавка — в современности это «магазин». В советские годы здесь продавали ткани и игрушки.

Так сейчас выглядит лавка
Сейчас здание немного привели в порядок, хотя крыша не каноничная. Из-за неё изначальный облик здания несколько поменялся.

Стоит железная дверь
Внутри, судя по всему, ведутся какие-то работы. Если лавка не объект культурного наследия, то делать с ней можно что угодно.

Ведется ремонт
Восстановленный дом, спрятавшийся за елями, принадлежал греческому купцу Стефано Вальино. Стефано, согласно легенде, приехал сюда из Астрахани, где он покупал лес. Мол, здешний купец заметил грека и женил на своей родственнице. Да, вот так просто.

Ухоженно
Когда на эти земли наступали «красные», Стефано и семья ушли вместе с адмиралом Александром Колчаком в Сибирь, но почти все они умерли в дороге от тифа.

Крыша на современный лад
Далее — одноэтажный дом, сквозь крышу которого растут деревья. Вход и окна заколочены. Владел им купец Тимофей Вавилов — он хранил зерно, сушил его в амбарах. Дом на 1917 год состоял из двух этажей: первый из кирпича, а второй из дерева. Внизу в советские годы торговали книгами, наверху выращивали семена в лаборатории.

Вообще, тут было два этажа
Дом купца Николая Пименова слегка зарос деревьями. Занимался он хранением зерна. В советские годы его дом лишился второго этажа, а находились здесь финансовый отдел райисполкома и поселковый совет.

Рядом поставили скамейку
В современности крыши не осталось.

Залезать внутрь не стоит
Ближе к храму стоит дом купца П. С. Вавилова. Точное его имя, видимо, не знают. Но купцов с его фамилией было много. В удмуртской Камбарке, что в 14 километрах вверх по течению Камы, сохранилось несколько домов этих самых Вавиловых.

Вход закрыли стальными листами
В Николо-Берёзовке у Вавиловых был двухэтажный дом, а также несколько других построек. В советское время первый этаж был жилым, а второй отдали милиции и библиотеке.

Наличники почти целые
Из уцелевших есть ещё дом купца Ивана Сюткина, сына строителя базарной площади в селе. На первом этаже своего дома он торговал амуницией для лошадей и обувью. Также владел кабаком и заготавливал дрова для купеческих домов. Когда наступали «красные», ушел вместе с Колчаком. Через китайский Харбин Сюткину удалось попасть в Японию. Сейчас в этом доме живут люди.

Многие купцы ушли с Колчаком, иначе погибли бы
Соседний дом принадлежал брату Ивана Александру.

Поставили пластиковые окна
Также в глаза бросается дом № 91 по улице Ленина. В 2011 году, согласно кадастровой карте, на земельный участок получено разрешение для размещения двухэтажного жилого дома «в здании историко-культурного назначения». Форма собственности — частная.

Чей-то особняк теперь
В прежние годы перед храмом стояли дома, в основном деревянные. Это хорошо видно по многочисленным старым снимкам. Но большинство были уничтожены, видимо, перед затоплением (которого не случилось). В 100 метрах от храма сделали небольшой сквер. Правда, скамейкам следовало бы уделить внимание — из-за дождя дерево намокает и прилипает к одежде, оставляя красные следы.

Раньше тут стояли дома
По диагонали от храма находится здание Земской школы. Её построили в 1869 году: в районном музее рассказывали, что необходимость была продиктована тем, что для торговли нужна грамотность. До 1910 года мальчиков и девочек учили раздельно. В советские годы тут работала начальная школа.
И хотя здание более-менее восстановили, оно отличается от исходного — вместо острых углов было что-то вроде купола.

Бывшая школа
Сейчас здесь гостиница. Да и в целом в этой части села много гостиниц, смысл их не очень понятен. Николо-Берёзовка, судя по тому, что есть сейчас, — не то место, где можно надолго остановиться отдохнуть. Но постояльцы есть.

Как будто неровно
Ещё одна гостиница находится на въезде в историческую часть села. В её здании в 1919 году выступала жена Владимира Ленина Надежда Крупская, которая после революции занялась образованием населения.

Еще несколько лет назад гостиница была частично разрушена
В её заслуги приписывают организацию питания школьников, форму для них и отдых в летних лагерях. В то же время Крупская ответственна за цензуру, в частности за запрет книг Корнея Чуковского. Тем не менее её визиту в Николо-Берёзовке очень рады до сих пор.

Чуковский потом вовсе перестал писать из-за обрушившейся травли
На другой гостинице есть пара памятных табличек, обе посвящены одному событию — строительству московского метро в 1930-е. Первую в СССР подземку строила молодёжь со всей страны: с Краснокамского и соседнего Калтасинского районов в Москву отправились 5 тысяч молодых ребят. Всего же строителей было в районе 70 тысяч.

Жители северо-запада Башкирии помогали со стройкой

По слухам, при стройке метро погибли сотни человек, но точного числа нет
Ну и главная достопримечательность этого села — Церковь Николая Чудотворца. Первое здание построили еще в начале XIX века, затем добавили трапезную с колокольней. Ещё одну колокольню возвели в начале XX века.

Первые вертолеты появились в начале XX века
С началом религиозных гонений церковь закрыли в 1934 году. Иконы и ограда пропали. Главная икона тоже исчезла без следа. Как это водилось в то время, в бывшем храме организовали склад. Затем — пекарню. К 1980 году всё закрыли, потому что село хотели затопить. Церковь оказалась заброшенной, к восстановлению приступили только в 1990-е.
Изначально она была выполнена из красного кирпича. Он остался, просто облицовку поменяли. Видимо, впечатлившись красотой этих мест, в свой выходной сюда прилетел премьер Башкирии Андрей Назаров.

Ближний берег — остров в составе Башкирии, а дальний — уже Удмуртия
Итого — историческая часть села ожила и заиграла новыми красками, но чтобы их увидеть, нужно проехать через реальную Николо-Берёзовку, где идет обычная сельская жизнь, и ни одного намека на купечество. Не зная, что где-то там, у реки, есть красивые дома, можно проехать мимо истории.