
Банковские сотрудники зачастую стоят на передовой линии борьбы с мошенниками. Те, как правило, виртуозно владеют всем арсеналом психологических приемов в виде внушения, запугивания и, пользуясь доверчивостью граждан, получают доступ к чужим средствам.
Менеджеры кредитных организаций — это люди, которые в офисе непосредственно контактируют с возможными жертвами злоумышленников, и от их грамотных и своевременных действий во многом зависит то, смогут ли мошенники довести замысел до конца или преступление будет предотвращено.
Поздний визит
Этот банковский кейс похож на настоящий детектив с благополучным концом: обманутую клиентку, пусть и не без долгих убеждений и уговоров, удалось спасти от долговой ямы. Но эта история могла бы остаться без счастливого финала, если бы не внимательность и отличная профессиональная подготовка клиентского менеджера из уфимского офиса Банка Уралсиб Ольги Щепиной. Именно она первой поняла, что стала свидетелем и непосредственным участником нестандартной ситуации, о которой раньше ей приходилось только читать в криминальных сводках.
Ольга работает в банке всего полтора года, сразу после окончания вуза она пришла молодым специалистом в офис Уралсиба в Уфе. Начинала с позиции офис-менеджера, а последние полгода трудится в должности клиентского менеджера по обслуживанию физлиц.
— Когда я думала о карьере в банке, то всегда хотела работать с физлицами. Мне нравится общаться с людьми, и я была очень довольна работой во фронт-офисе, — вспоминает Ольга.
Но однажды конец очередной рабочей недели выдался очень непростым. В один из июньских дней в 19:00 вечера на пороге офиса по улице Крупской, 9 появилась женщина и попросила ей выдать кредит наличными. Заметим, что время ее посещения было выбрано неслучайно максимально близко к закрытию офиса — чтобы была возможность «подгонять» обслуживание в конце рабочего дня.
Как рассказывает Ольга, поведение женщины сразу показалось ей подозрительным — та о чем-то беспокоилась, постоянно заглядывала в телефон. Кроме того, клиентка не могла указать точную требуемую сумму, а целью получения денег назвала помощь сестре, которой требовалась срочная операция. Молодой специалист решила не ограничиваться стандартными вопросами для заполнения анкеты и продолжила задавать уточняющие вопросы.
Дальше последовали логические нестыковки, это подсказывало — история выдумана. Выяснилось, что операция будет проводиться в столице, билеты уже на руках, вылет на следующий день, и поэтому сумма требуется срочно. Это насторожило сотрудницу банка — почему билеты приобретались до получения займа? Сомнений не осталось тогда, когда скоринговая система проверила анкету заявительницы и одобрила лимит до 2,5 миллиона рублей. Ольга озвучила максимальную сумму кредита, и клиентка сразу выдала — именно она и нужна.

Остановить жертву
Сработали «красные флажки» — отсутствие четкого представления о целях и сумме кредита. Ольга сразу связалась с руководством и службой безопасности банка. Как вспоминает специалист, ее охватило волнение, ведь она впервые столкнулась с жертвой аферистов, а такие граждане в состоянии аффекта ведут себя нервно и даже несколько агрессивно, их раздражают любые вопросы и действия, которые оттягивают выполнение приказа телефонных мошенников.
Но сотрудница Уралсиба проявила профессионализм и выдержку и четко действовала согласно инструкциям старших коллег.
— Она извинялась перед клиенткой, отходила, возвращалась, продолжала общение и заполнение документов. Таким образом выясняла дополнительные подробности и всегда оставалась с нами на связи, — говорит Екатерина Гладких, заместитель управляющего допофисом по розничному бизнесу. — Мы просили задавать как можно больше вопросов. Так выяснилось, что женщина является зарплатным клиентом банка, она работала простым учителем в школе. Из разговора было понятно, что клиенту без разницы, какую нагрузку на ее бюджет даст новый кредит — а сумма была немаленькая, ей было всё равно.
Тогда клиентку было решено убедить прийти на следующий день, а чтобы она не смогла оформить кредит в онлайн-банке и обналичить его в банкоматах, было принято решение заблокировать доступ в личный кабинет.
— Мы думали, что за ночь женщина осознает случившееся и примет адекватное решение не брать кредит, — вспоминает Екатерина Гладких.

Сложная многоходовка
Но, как оказалось, пострадавшая прошла внушительную обработку, аферисты привлекли для этого нескольких сообщников, использовали инструменты социальной инженерии и действовали поступательно, не торопясь.
Еще в конце апреля в мессенджер женщины они выслали сообщения якобы от директора учебного заведения с предупреждением: с ней должны связаться сотрудники правоохранительных органов. Вскоре позвонил неизвестный и, представившись полицейским, рассказал, что посторонние люди пытаются снять деньги с ее банковского счета. Затем наступило затишье, а уже в июне мошенники стали действовать более активно. Ей стали звонить «представители» учебного заведения, полиции и даже банков. Подставные лица уверяли, что на женщину оформлены заявки на кредиты, и чтобы не дать возможности их получить, нужно взять кредит самой и для безопасности перевести деньги на некий счет-ячейку.
Сейчас эта схема обмана уже известна многим россиянам, но женщина поверила словам вымогателей. Подействовали разговоры по видеосвязи, демонстрация неких «служебных удостоверений» и документов о том, что она проходит свидетелем по делу о мошенничестве. В ответ на любые дополнительные вопросы испуганная женщина получала угрозы уголовного преследования. Тогда она, не сообщая никому о своих планах, под четкие указания телефонных аферистов отправилась в офис Банка Уралсиб.

Авантюра не удалась
Не получив деньги в первый день, на следующее утро она обратилась в другое отделение — допофис «Универсальное» по адресу ул. Шафиева, 11. Уфимка пришла к самому его открытию в 9:00 и сообщила — ей одобрен кредит и она хочет побыстрее получить деньги.
— Скорее всего, у мошенников появились какие-то подозрения, и они убедили ее, что снять деньги в другом офисе будет легче, — говорит Екатерина Гладких. — Но сотрудники увидели, что одобрение получено в другом офисе, связались с коллегами, узнали о ситуации накануне и направили даму в отделение банка на ул. Крупской.
К этому моменту клиентку в офисе уже ждали управляющий и его заместитель, служба безопасности, а позже подъехали полиция и вызванные на помощь родственники пострадавшей. А дальше началась многочасовая беседа, женщину убеждали в том, что она действует в интересах аферистов. Но та воспринимала всё ровно наоборот — во всех окружающих она видела заговорщиков и мошенников. И даже приехавшие в отделение муж и дочь не могли привести ее в себя. Только к 16:00 дама успокоилась, осознала случившееся и смогла написать заявление в полицию.
Так, благодаря сплоченным действиям сотрудников кредитной организации удалось вырвать гражданку из рук мошенников.
— Но, конечно, в первую очередь мы благодарны Ольге Щепиной, которая, несмотря на свою молодость и небольшой опыт работы в банке, несмотря на поставленные перед персоналом планы по продажам, показала сознательность и активную гражданскую позицию, — говорит директор по управлению розничными продажами в сети макрорегиона Поволжье Юлия Кузьмина.
По ее словам, во всех отделениях банка в Уфе, как и в других точках продаж по всей стране, персоналу постоянно доносится информация о новых видах финансовых афер. Еженедельно на местах проводятся летучки, работникам фронт-офиса раздают листовки и проводят инструктаж по выявлению подозрительных операций, а также о порядке действий при обращении граждан — сообщников или потенциальных жертв мошенников.
— Конечно, наши работники должны всегда быть готовы к таким ситуациям. Способы обмана постоянно совершенствуются, количество схем растет. И если раньше злоумышленники совершали кражу личных средств граждан, то сейчас навязывают им кредиты, загоняют в долговые ямы, портят жизнь им и близким, — говорит Юлия Кузьмина.
Она вспоминает историю конца прошлого года, когда в Уфе мошенники убедили пожилую женщину перевести свой вклад на их счет. И тогда также подготовка сотрудников позволила предотвратить кражу.
— Безусловно, борьба с мошенническими действиями и их профилактика в банке носят предельно системный характер. Это целый комплекс мероприятий, документов, регламентов и механизмов реагирования, которые постоянно актуализируются и помогают нашим сотрудникам на фронт-линии эффективно противостоять мошенникам во имя интересов наших клиентов, — отмечает руководитель Департамента розничных продаж в сети Банка Уралсиб Юрий Поляков. — При этом наши менеджеры не только имеют хорошую профессиональную подготовку, но и психологически всегда готовы к таким ситуациям, что в очередной раз доказали сотрудники Уралсиба в Уфе.
И таких примеров немало — в октябре прошлого года сразу пять работников Банка Уралсиб получили грамоты от МВД Республики Башкортостан за предотвращение попыток мошеннических действий в отношении клиентов в разных уголках региона. А недавно пришла еще одна хорошая новость — в ближайшее время руководство Управления МВД России по городу Уфе планирует наградить за проявленную гражданскую позицию и помощь правоохранительным органам Ольгу Щепину.
ПАО «Банк Уралсиб», Uralsib.ru.