Город фоторепортаж «Я живу, как раб»: репортаж из бараков Уфы, которые одни пытались сохранить, а другие возненавидели

«Я живу, как раб»: репортаж из бараков Уфы, которые одни пытались сохранить, а другие возненавидели

Только посмотрите, как живут там люди

В ближайшие годы квартал должны сравнять с землей

В феврале мэрия Уфы утвердила постановление о сносе четырех жилых двухэтажных бараков в Молодежном микрорайоне. Часть местных жителей ликует, а другая переселяться не желает. UFA1.RU посмотрел, как там живут люди — отчего одни так хотят покинуть это место, а другие держатся за него изо всех сил. Смотрите сегодня, 9 февраля, в нашем фоторепортаже.

Речь идет об участке на 15 тысяч квадратных метров между улиц Джалиля Киекбаева и Заводской, а также бульваром Хадии Давлетшиной. Его отдают под программу комплексного развития территорий. Будущий застройщик, которому достанется земля, в частности должен будет реконструировать многоквартирный дом на Заводской, а еще четыре — снести. Срок проекта — 6 лет.

Вот так наглядно выглядит участок

Попавшие под снос дома — это двухэтажные бараки, в которых всё еще живут люди. Два здания построили в 1951 году и еще два — в 1952-м. Так же, друг за другом, спустя более полувека их признали аварийными: один в 2019-м, второй в 2020-м, а третий и четвертый в 2021-м. Не знаем, как они выглядели тогда, но сейчас кажется очевидным — с этим местом нужно что-то делать. У всех облез фасад, на стенах трещины и дыры, сквозь которые проглядывают деревянные дранки.

Тихий квартал двухэтажек. Правда снег убрать забыли
Пугающая трещина на стене
Видно, что сосульки не сбивались давненько

Но, повторимся, люди здесь еще живут и некоторые из них хоть как-то пытаются придать домам приличный вид. Хотя бы в подъездах. Одна из таких пенсионерок винит в происходящем коммунальщиков, которые «игнорируют людей из бараков».

— Они ни трубы нам не чинят, ни электросети. Я, как и многие тут, плачу за содержание. В моем случае это 1,5 тысячи рублей. Еще сверху 6–7 тысяч за коммуналку, из них 4,5 тысячи только за отопление «двушки» в 48 квадратных метров, — возмущается Валентина (имя изменено. — Прим. ред.).

Местных сильно волнует предстоящий снос
Пенсионерка жалуется, что не все в ее доме платят за счетчики
А вот, кстати, платежка. И это только за отопление

По словам Валентины, жильцам приходится самим ухаживать за домами и двором. Они чистят снег, чинят трубы, наводят косметический ремонт в подъездах, замазывают шпаклевкой появляющиеся трещины. Теперь же решено, что эти дома обречены, и старания жителей оказались напрасны.

— Мне не обидно, рукастые выживут везде, — говорит Валентина. — Мы все люди, мы все здесь живем, каждый старается, убирает. Это натуральный бардак.

Но переезжать «куда попало» она тоже не хочет.

— Я в Шакшу не поеду. В Деме сейчас не так чтобы хорошо. Мы же в центре города. Даже если они дадут нам по 60 тысяч за квадратный метр, что я куплю на эти деньги? Вы меня сносите, так предоставьте мне такую же жилплощадь, — считает пенсионерка.

Всё это пенсионерка сделала своими руками
Глядя на квартиру, не верится, что она находится в аварийной двухэтажке
Вот так дом выглядит со стороны

По словам Валентины, проблемы скрылись после заселения в одну из квартир дома многодетной семьи. Нет, не эта семья создала проблемы — просто из-за них, как уточняет пенсионерка, о проблемах стало известно властям. Те отправили жалобу на условиях проживания в прокуратуру, и вскоре здание наконец официально признали аварийным и включили в список на расселение.

— Я открыла интернет, прочитала, ужаснулась. Мы годами наводили порядок, платили деньги непонятно за что, терпели, а теперь нас могут послать в любую задницу Уфы. Это разве дело? — возмущается Валентина. — А ведь когда приходила прокуратура, сказали, что в моей квартире жить можно, а у них — нет.

В соседнем с пенсионеркой подъезде всё куда хуже: местные метут грязь по углам
Дыры размером с кулак игнорируют
О косметическом ремонте даже речи нет

Поговорить с семьей, которая добилась расселения, не удалось. Дверь в их квартиру никто не открыл. Зато их соседи с радостью рассказали подробности. По их словам, у хозяйки квартиры аж семь детей и куча долгов за коммуналку. Остальные жильцы дома беспокоятся, что задолженность поделят между ними.

— У них машина-иномарка, два дома загородных в Башкирии. У меня всего этого нет, почему я должна теперь бояться, что понесу ответственность за них? — возмущается соседка многодетной матери.

Но подтвердить информацию о ее имуществе мы не смогли, так что наверняка неизвестно, действительно ли так хороши дела в семье с семью детьми, которая, судя по всему, первая обратила внимание, что жить в таком доме нельзя.

Жители действительно сами стараются ухаживать за своими домами
Однако состояние конструкций не скрыть

Но пока в одном доме кипит недовольство, в другом, по соседству, добившейся расселения женщине готовы разве что не дифирамбы петь. Один из местных жильцов — 84-летний пенсионер, дитя войны и ветеран труда Мурат. Здесь он провел 60 лет, но, как признается, хоть завтра готов переехать куда угодно, где стены еще не прогнили. По его словам, раньше он тоже старался сам следить за порядком, чинил электрику и трубы, но сейчас возраст и здоровье заниматься этим всем не позволяют.

Подъезд, где живет мужчина

Пенсионер рассказал, что родился в самый разгар войны, его отца уже через четыре дня забрали на фронт, откуда тот уже не вернулся. В 23 года Мурат и его жена получили в доме на Заводской комнату в 13 квадратов. С тех пор он воспитал детей и внуков, на старость подрабатывает дворником в аграрном университете и мечтает хотя бы остаток дней дожить в нормальной квартире.

— Я жил без отца, я даже не знаю, как он выглядит. У меня больше никого нет. Я живу, как раб, так никто не должен жить, — сетует пенсионер.

Тот самый пес-охранник
Спит он прямо в подъезде
Прихожая в квартире пенсионера
Его скромная комнатка
Фото его и жены в молодости

Живет Мурат на втором этаже, проход охраняет старая и больная собака. Еще в комнате есть кошка. Жену Мурата мы не застали, она в этом время была на работе. Но увиденного и так было достаточно. В доме перебои с горячей водой, душевой нет, кухня в 6 квадратов — общая на несколько комнат.

— Мне 84 года, я уже умирать готовлюсь, я не могу мыться, сходить в туалет так, как мне удобно. На пенсию не жалуюсь, получаю 35 тысяч, но даже их не хватает с моим здоровьем, приходится работать. Обещают переселить на Пугачева, в Кузнецовский Затон. Хочется хоть чуть пожить нормально, но главное не в Шакше. Мне обидно, я же жил, работал, не могу я уже здесь, — старик уже не может сдерживать слез.

Пенсионер вынужден мыться в раковине
Возможный переезд с родного гнезда для Мурата — не стресс, а радость
Рассказывать свою историю без слез он не мог

Но и Мурата, который мечтает переехать, и Валентину, которая так старалась поддерживать хоть какой-то порядок в доме, кое-что объединяет. Оба недовольны отношением городских служб к их двору. По их словам, они годами просили коммунальщиков и жилищников обратить внимание на разваливающиеся здания. Как именно — они не уточнили. В любом случае, то, что не удалось Валентине и Мурату, получилось у их многодетной соседки. Остается только ждать, когда их начнут расселять, но пока даже не определен застройщик.

— У нас здесь знаете уже скольких вынесли ногами вперед? — говорит Валентина. — Скоро, видимо, и наша очередь будет.

Ранее мы рассказывали о том, как встречали Новый год жители аварийного барака в центре Черниковки. Спойлер: с легкой улыбкой на лице и сильной усталостью в глазах.

За актуальными новостями Уфы и Башкирии следите в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и будьте в курсе главных событий.
Звоните круглосуточно8 (347) 286-51-96
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем