UFA1
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Уфе

Погода+2°

пасмурно, снег с дождем

ощущается как 0

1 м/c,

сев.

738мм 87%
Подробнее
USD 92,59
EUR 100,27
Реклама
Город репортаж Покорить за 20 минут: репортаж из идеального места для однодневного путешествия рядом с Уфой

Покорить за 20 минут: репортаж из идеального места для однодневного путешествия рядом с Уфой

Лучший вариант для начинающего туриста

Население Аши меньше 30 тысяч человек — и этим город прекрасен

Выходные — отличный повод куда-то выбраться из Уфы. Городская суета надоедает, хочется разнообразия — и его корреспондент UFA1.RU нашел. Он отправился в город Ашу Челябинской области, чтобы полазать по горам. Почему этот маленький и неприметный городок считается настоящей жемчужиной — читайте в материале UFA1.RU.

Когда живешь на Урале, нельзя не замечать горы вокруг. Нельзя и просто пройти мимо них, даже не попытавшись куда-то залезть. Приехав впервые к Уральским горам в 2019 году, я не смог остановиться. Конечно, до уровня Олега Чегодаева мне далеко — этот чувак просто бешеный, в хорошем смысле. Просто не представляю, как ему это всё удается.

Аша осенью 2022 года

Основная проблема гор в том, что они часто находятся на каком-то отшибе, куда быстро не доберешься. Но, например, Аша (и прилегающие города к ней) — яркое исключение. Стартовав утром от Уфы, через полтора часа пути уже смотришь на совершенно другие пейзажи.

Весна в Аше напоминает вовсе не Южный Урал, а южную Россию

Когда выходишь из поезда в Аше, то попадаешь в типичный российский город-завод: маленький вокзальчик, куча путей, вагонов — с одной стороны и огромные заводы — с другой. Есть еще одна сторона, где вдоль обочины стоят разрушенные дома. Но если не брать это во внимание, то город покажет себя во всей красе.

Типичный пейзаж в Аше осенью

Городской парк с мостом прекрасен в любое время года — я побывал там и осенью, и уже сейчас, можно сказать, летом. В октябре было меньше людей, это плюс, летом тут полно народу. Еще бы, ведь это почти единственное наземное развлечение.

Осенью в Парке Пилютова почти никого не бывает

Есть еще набережная реки Сим, это отдельное удовольствие гулять по ней.

В Аше сделали крутую набережную — многим городам России есть чему поучиться

Не знаю, что тут такого было — но осенью здесь чувствовалась какая-то атмосфера спокойствия и уюта. Ты идешь вдоль этих небольших домиков, а тебе кажется, что это даже не город с населением меньше 30 тысяч человек, а нечто большее.

В день поездки выпал первый снег — а в Уфе его не было

Вот здесь отсутствует та самая городская суета, от которой ты бежал из Уфы. Эти аккуратные домики и ровные улицы пробуждают желание гулять здесь и не выходить в город. Они выглядят, конечно, зажиточными, но при виде них хочется жить в Аше. Во всяком случае, именно в этом месте.

Зажиточные дома на реке Сим

Про город можно долго рассказывать, поэтому основной фокус я сделаю на ашинских горах. Конечно, им далеко до Иремеля, но тот же Иремель находится в 70 километрах от ближайшего крупного города (Юрюзань Челябинской области). Чтобы туда добраться, нужно либо быть походником, либо иметь транспорт. Для Аши достаточно просто приехать на электричке и протопать пешком 20 минут до ближайшей вершины.

Аша, центр, городской суд

Всего в городе как минимум 3–4 небольшие вершины, каждая по 200–300 метров. Опять же, это не Иремель и не Александровская в Златоусте, но для человека, который не желает идти весь день по лесу, это отличный вариант.

Первая — и самая, как мне кажется, доступная — находится возле Парка имени Пилютова. Назван он, кстати, в честь летчика времен СССР, который из Гомельской области приехал работать в Ашу на металлургическом заводе. В этом городе он жил всего 4 года, но благодаря своей известности удостоился «своего» парка. Гора за парком называется Липовой. То ли потому что липы должны расти, то ли потому что ее не назвать «настоящей горой» с тысячами метрами высоты. Заход на нее в целом несложный, нужно ожидаемо подниматься в гору через лес, ну и всё, вы на вершине.

Вид с Липовой горы осенью

Есть еще автомобильная дорога, но я считаю, что это кощунство — ехать на природный объект на машине. Да и вообще, вы сюда для чего примчали? Из окна посмотреть? Ну так сидите дома и из его окна смотрите, зачем на машине ехать? При мне был момент: приехал отец с сыном, встали аккуратно, посидели минут 10 в машине, вышли, посмотрели на город сверху, буквально минутку-две, ну и всё. Сели и уехали обратно. Зачем надо было приезжать? Ну, наверное, и в этом есть свое удовольствие.

С Липовой хорошо видно Ашу. Наверное, это лучшая обзорная точка. Правда, там толком не видно ж/д вокзал, зато видны другие горы — в частности, кажется, Аджигардак, который имеет высоту в 500–700 метров — в зависимости того, как вы считаете, в абсолютной высоте или над уровнем моря.

Возможно, это гора Аджигардак — в конце октября там уже лежал снег

На горах в Аше есть какие-то странные знаки — это столбы, на которых расположены в форме привычного нам христианского креста фигуры, а именно ромб и вокруг него четыре круга. Что это, кто это оставил — никаких описаний. Вероятно, когда-то тут было кладбище, а это его остатки. Нечто подобное доводилось видеть в Дагестане.

Возможно, эти кресты — остатки кладбища

Еще одну гору хорошо видно с берега реки Сим, в районе улицы Нелюбина. Вершина стоит на другом берегу, отличительная ее черта — это скала, которую будто бы отгрызли.

Выглядит очень сильно

Зато удалось взять эту вершину весной, в конце апреля. С виду она казалась очень крутой, сложной для подъема, но в итоге вышло даже проще, чем думалось.

Хотя сначала предстоит идти через частный сектор, где полно всяких неожиданностей вроде радушно встречающих собак. В моем случае они были за забором, поэтому оценить их гостеприимство я не успел. Подъем по частному сектору — самое сложное в этой горе. Поднимаясь там, много приходилось дышать, но это не так смертельно, как на Эвересте.

Судя по следам, сюда тоже заезжали на машине

Подъем на саму гору представляет из себя небольшой уклон, деревьев вокруг нет, только небольшие травинки, где могут сидеть клещи. Судя по последним сводкам, текущим летом они очень злые и голодные. Либо же рост укушенных связан с тем, что по заграницам летать теперь сложно, и все те, кто гонял в Турцию, теперь ездят в Инзер. Правильно — нечего чужих клещей хватать, покуда своих полно. Но если что, у нас есть инструкция о том, что делать, чтобы не покусали, и куда идти, если всё же да.

На этой горе был сильный ветер, тогда как в самом городе он почти не ощущался. Людей здесь в момент моего посещения было достаточно — компания из двух человек, а потом еще из трех пришла. Можно ли сказать, что это «непопсовое место»? Наверное, да, хотя тут и есть возможность заехать на машине. С другой стороны, я видел местную молодежь, которая на велосипедах мчалась с вершины вниз.

В Аше наступило лето

С горы открывается вид на… город, конечно же, но особую ценность здесь представляет железная дорога. Снимать отсюда поезда, которые, словно гусеница, растянулись вдоль реки Сим, просто прекрасно.

Под той горой построили тоннель, чтобы порода не обваливалась на поезда
С любой горы хорошо виден город — и тут понимаешь, что тут не только частный сектор

Спустившись в частный сектор, случайно обнаружил там Tesla с башкирскими номерами. Я прям почуял, что надо сделать фото здесь, этой атмосферы — деревянные дома, кирпичные пристройки, грунтовка, ну и «Тесла» собственной персоной.

Салам всем, кто любит Башкортостан

А рядом с горой, к слову, есть что-то вроде ручейка, кадры здесь получаются тоже хорошие.

Будто альпийские луга

И последняя вершина в Аше, на которой я побывал — это гора возле железной дороги. Я вообще не планировал на нее идти, но увидел местных и пошел за ними. Подъем здесь несложный, просто надо быть местами внимательнее и не вставать на края скалы. Бывает всякое. Можно просто подойти к краю посмотреть и оступиться, а можно дойти, чтобы сделать селфи, а там не заметить опасный участок и, опять же, наступить не туда. Всё это заканчивается травмами, в том числе смертельными. Лучше не рисковать.

Река Сим разделяет город на две части

Железную дорогу отсюда тоже видно, с этой же точки хорошо заметен вокзал. Во всяком случае, пути и поезда, стоящие на них, вы точно можете увидеть при хорошем зрении.

Ну красотища же. Увидите ли вы такое в Инзере?
Если посмотреть на фото 1900-х годов и сравнить с текущими — в городе мало что поменялось с этого ракурса

Поскольку это всё каменная порода, то она регулярно осыпается. Чтобы огромные куски не упали на поезд, на спусках с горы построены защитные сооружения, местами в 2–3 линии. Камни, если и падают, то по большей части остаются в этих заборах.

В левом нижнем углу можете заметить упомянутые укрепления

И в заключение — просто числа.

Электричка Уфа — Инзер идет 3–4 часа, а Уфа — Аша — 1,5–2. Шансы выбраться обратно практически равные, но при должном подходе к делу из Аши можно уехать на маршрутке, а вот из Инзера вечером?

Стоимость проезда до Аши — примерно 240 рублей, а до Инзера — больше 400. Куда поехать — для меня выбор был очевиден. Но в Инзер, быть может, тоже попробую как-нибудь добраться. Основной вывод, который хочу сделать, заключается в том, что чужие горы доступнее своих. Да, просто так вышло, что съездить к соседям быстрее, чем к себе же. Тут, наверное, нет чьей-то вины, кроме природы, которая создала горы на юге Башкортостана. В Уфе, конечно, тоже есть свои горы — вроде улицы Кавказской или Висячего камня, но это другое.

Бывали в Аше? Поделитесь впечатлениями в комментариях.
Звоните круглосуточно8 (347) 286-51-96
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем