Улицу Октябрьской Революции с уверенностью можно назвать одной из старейших и одновременно печальных в Уфе. Глядя на нее, возникает ощущение, что это одна из окраинных улочек: куча старых бараков, часть из которых заброшена и разваливается прямо на глазах, самострои и каталажки бездомных. Но достаточно взглянуть по сторонам, как виднеются многоэтажки, а вдали — элитный клубный дом «Соты». Именно тут, в самом центре города, мэрия решила снести сразу несколько домов. Корреспондент UFA1.RU пообщался с их владельцами и узнал, почему они отказываются покидать свои жилища.
Согласно постановлению мэра Уфы Ратмира Мавлиева, под снос отправляются сразу 4 дома: 10/2, 41, 52 — их под одним адресом два, один из которых заброшен, однако никак не перекрыт — любой желающий может забраться внутрь через второй этаж, проверив старое деревянное здание на прочность. Напротив него находится обладатель аналогичного номера, правда, в отличие от собрата, в нём живет сразу две семьи.
Одна из семей снимает в доме квартиру, а вот вторая является непосредственными владельцами. Со слов хозяйки, они сами обустраивали дом, который раньше стоял на этом месте. Вместе с мужем они не только обшили старые деревянные стены изнутри и снаружи, но и даже достроили второй этаж, который до сих пор не могут нормально зарегистрировать.
— Никто не приходил, ничего не предлагал. Мы об этом ничего не слышали даже. У нас был суд в Москве, второй этаж узакониваем уже три года. Только построили, а уже всё сносят. К нам даже не приходили ничего заверять, — говорит женщина.
По утверждениям хозяйки, во время расширения дома был один неприятный инцидент: мэрия внезапно для нее объявила здание архитектурно-исторической ценностью, из-за чего вносить какие-либо структурные изменения было уже невозможно. Этим объясняются и многочисленные суды по узакониванию.
— С администрацией всё шито-крыто. Никакой честности и правды нет. Мы в этом прекрасно убедились на своем примере, — рассказывает домовладелица.
Также женщина жалуется на бездомных, которые то и дело захаживают в окружающие ее дом заброшки. Они то и дело шумят по ночам, а один из домов и вовсе спалили. Выпускать на улицу детей небезопасно, однако, как отмечает хозяйка, зимой их стало меньше, еще и дом напротив всё же решили заколотить, а из-за сугробов к нему так просто не подберешься.
Как отмечают в городской администрации, собственников квартиры предупреждали о грядущем сносе жилого помещения еще 17 сентября 2019 года. Однако это не помешало тем построить второй мансардный этаж, который 10 марта 2021-го Кировский районный суд отказался регистрировать. Несмотря на жалобы хозяев, администрация настаивает на скором расселении.
— В настоящее время производится оценка жилого помещения. В дальнейшем будет подготовлен проект соглашения и направлен собственнику жилого помещения. Если с собственником не удастся прийти к единому мнению, то вопрос будет решаться в судебном порядке. Будем вынуждены обратиться в суд с исковым заявлением о принудительном изъятии аварийного помещения с выплатой выкупной стоимости, — комментируют в администрации.
Дом № 41 официально считается аварийным и заброшенным. Его отгородили от основной дороги деревянным импровизированным заборчиком, который, судя по следам за ним, перелезть не составит труда.
Здание открыто для всех желающих — на дверях нет замка, некоторые и вовсе настежь открыты. Внутри, как и подобает, разруха: матрасы, накиданные в кучу, разодранные стены, разбросанные вокруг деревянные части комодов, а также десятки килограммов бытового мусора. Жуткое зрелище, а также опасное: сложно предугадать, кто поджидает внутри случайно заблудшую на порог душу.
Дом № 10/2 находится в отдалении от основной улицы, примыкая вплотную к правительственным зданиям у Советской площади. Здание представляет собой длинный двухподъездный барак, выглядящий как частично жилой.
В одном из подъездов горит свет, а вход в дом перекрыт одеялом. Внутри темной парадной стоит коляска, а этажом выше слышны звуки. Там живет мать с двумя детьми, по-русски они разговаривают плохо, поэтому беседовать с чужими им крайне сложно.
В соседнем подъезде живет семья Алевтины. Они — одни из единственных первоначальных жильцов, оставшихся в этом доме. С ее слов, почти все съехали на новые квартиры, предложенные администрацией, а их жилища заняли бездомные, включая ту самую мать и ее детей.
— Нам деньги дают, сначала квартиру предлагали, потом отказали. А предложенных денег даже на однокомнатную не хватит. У меня многодетная семья, я — бюджетник, муж — афганец, — рассказывает женщина.
Со слов хозяйки, в 2014 году дом признали аварийным, а разговоры о расселении начались лишь ближе к 2020-му. С тех пор они постоянно воюют за право на переезд в нормальное жилье.
— Если бы квартиру предложили, мы бы сразу съехали. У нас тут две комнаты, все удобства есть, но дом аварийный, тут жить уже невозможно, — говорит Алевтина.
В пресс-службе городской администрации отмечают, что дом с давних времен считается аварийным. В здании на данный момент зарегистрирована лишь одна семья, однако с их расселением действительно есть определенные трудности.
— Согласно действующему законодательству, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое с зачетом его стоимости. Подчеркнем, граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его аварийным и подлежащим сносу, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, при этом положения части 8 статьи 32 ЖК РФ в отношении таких граждан не применяются. Учитывая изменения в жилищном законодательстве, предоставить гражданину жилое помещение при расселении в рамках адресной программы не представляется возможным, — рассказали в мэрии.
Проблемы на Октябрьской Революции схожи с таковыми на улице Интернациональной в Черниковке. Владельцам приходится судиться за каждый квадратный метр, надеясь на достойное жилье или хотя бы плату, на которую можно купить минимум однушку или студию. Так или иначе, по мнению экспертов и представителей строительной отрасли, обновление Уфы в подобных районах необходимо.
— Там удобства находятся на улице, в центре города такое неприемлемо, — рассказал UFA1.RU один из девелоперов. — Но всё это находится в собственности [жителей], а [предлагаемая ими] выкупная цена квадратного метра настолько высокая, что застройщикам расселять центр просто невыгодно, это очень долго и дорого. С механизмом комплексного развития территорий (договор, который заключает мэрия с застройщиками. — Прим. ред.) ситуация будет меняться, потому что тогда можно будет выкупать [старые квадратные метры] по рыночной оценке.
Напомним, улицу Октябрьской Революции в ближайшее время ждет серьезная реконструкция. Стоимость проекта составила 1 миллиард рублей, а одним из приоритетных направлений станет расселение и снос деревянных одноэтажек.