
Улица Октябрьской Революции в Уфе — это наглядное пособие для начинающего архитектора. Здесь расположены здания примерно одной эпохи, но все они очень разные, а некоторые даже слишком красивые. Большинство из них находится в удручающем состоянии: пока власти города и республики хотят-не хотят делать здесь Арбат, здания разрушаются и горят. Ранее UFA1.RU подробно рассказал и показал, как живет эта улица. Сегодня, 18 сентября, рассказываем о памятниках архитектуры, которые расположены на Октябрьской Революции.
Деревянный город на реке Белой — это в точности про Уфу 1800-х годов как минимум. И в точности это про улицу Октябрьской Революции, которая во времена ее застройки называлась Большой Казанской. Помимо того, что это была проезжая часть, здесь еще проходила основная дорога от реки Белой до центра города — по прямой можно выйти к Гостиному двору.
Согласно данным управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан, на улице Октябрьской Революции насчитывается 44 дома — памятника культуры и архитектуры.
В их числе 4 имеют муниципальное значение: дома № 48, 51, 59 и 60, построены в конце XIX — начале XX века. Причем все они были добавлены в наследие в 2019 году, что может свидетельствовать о подготовке властей к каким-либо работам на этой улице. Региональное значение имеют 44 дома. Мэрия Уфы приводит еще 14 домов. Таким образом, памятниками являются порядка 60 домов.
Далее приводим фотографии некоторых из них с адресами и датами постройки.
№ 13 — Дом Софроновой-Янчевской В. А., 1880-е годы.

№ 14 — Полиция главная, около 1867–1871 годов. В этом здании сейчас расположена пожарная часть, а также имеется музей пожарной охраны. Он был основан в 1970 году как «Уфимская постоянная пожарно-техническая выставка УПО МВД БАССР» — в те времена огнеборцы входили в структуру МВД. Музей имеет 4 зала, рассказывающие о появлении пожарной охраны в Башкирии, а также различные фотографии, макеты, оборудование. Последний зал посвящен истории 22-го отряда ФПС РБ.

№ 15 — Дом В. А. Петунина, 1890 год. Сейчас признан аварийным. Износ составляет 90%.

№16 — Дом Петровских, 1890-е годы.


№ 17 — Дом Чижевой, начало XX века. В некоторых источниках утверждается, что дом принадлежал купцу Федору Чижеву, а после его смерти — жене Ираде Чижевой. После революции стал многоквартирным.

№ 19 — Дом Чижовых (восточный), начало XX века. История аналогична предыдущему. Есть сведения, что в этом доме жил зампрокурора Уфимского окружного суда Константин Андреев.

№ 22 — Усадьба Безруковых с кирпичными воротами (дом западный), 1870-е годы.
№ 24 — Дом Андреева П. Т., конец XIX века. Несколько лет назад в нем располагался продуктовый магазин.

№ 23/1 — Восточный дом усадьбы Ольшевских, конец XIX века. Он горел несколько раз — последний пожар был в начале сентября. По некоторым данным, здесь жил архитектор Павел Рудавский — он спроектировал здание Театра оперы и балета в Уфе (1909–1920).


№ 24 — Дом Андреева П. Т. (Сугробова), 1900-е годы. Дом (как и многие другие) является объектом культурного наследия регионального значения. Данный статус ему присвоили в 2018 году — он устанавливает ряд правил для объекта, в частности, на нем запрещается вешать кондиционеры и крупные антенны, устанавливать здесь киоски или павильоны, а также проведение работ, которые не связаны с сохранением объекта.

№ 25 — Западный дом усадьбы Лапиной Ю. В., начало XIX века. Однако некоторые источники называют его усадьбой Ушковой, но официальные документы так не думают.

№ 25/1 — Восточный дом усадьбы Лапиной Ю. В., конец XIX — начало XX века.

№ 27 — Западный дом Ушковой Е. К., первая половина 1900-х годов.

№ 28 — Дом Вереньковых, 1870–1890 годы. В XIX веке, по некоторым данным, здесь была ювелирная мастерская.

№ 29 — здание приюта Уфимского попечительства о бедных, начало XX века. Согласно толковому словарю Владимира Даля, приютом в дореволюционной России считалось благотворительное учреждение для призрения детей-сирот. Стоит отметить, что «призрение» в те времена употреблялось в значении «приютить».

№ 29/1 — здание лечебницы Уфимского попечительства о бедных, начало XX века (по другим данным — вторая половина XIX века). Такие заведения принимали, как следует из названия, бедных граждан и являлись бесплатными. В 1878 году в лечебницу обратились более 3 тысяч человек. Содержалась она в основном на пожертвования.

№ 32 — Особняк Сырцовых, начало XX века (по другим данным — XVIII век). По имеющимся сведениям, крестьянин Антон Сырцов жил в этом доме как минимум с 1897 года. Сообщество «История Уфы и Башкортостана» приводит, что Сырцов на 1902 год был владельцем лесопильного завода — он располагался на левом берегу Белой, в современности это Кооперативная (в то время Цыганская) поляна.

№ 37 — Дом-причта Спасской церкви, 1887 год.

№ 37а — Церковь Спасская, 1824–1844 годы. Существует поверье, что во время крестного хода «чудотворная икона вдруг стала». Молящиеся смогли сдвинуть ее лишь дав обет (обещание) воздвигнуть на этом месте Спасский храм. Изначально он был деревянным, но в июле 1821 года сгорел вместе с Благовещенским храмом. В 1824 году заложили каменную церковь.

№ 38 — Дом П. А. Иванова, конец XIX — начало XX века (по другим данным — 1870-е).

№ 42 — Дом Комаровых, середина XIX века. Как пишет Башкультнаследие, эта часть улицы является серединой бывшей Большой Казанской. Первая застройка здесь проводилась в XVIII веке. Первые сведения о владельце дома нашли в переписи 1879 года: этим участком владела некая Анна Комарова. В 1916–1918 годах, согласно Окладным книгам налогов с недвижимого имущества, владельцем значилась Никитина Феодосия Егоровна. Некоторые источники указывают, что этот большой дом после революции разделили на квартиры — и жили там сразу несколько семей.

№ 45 — Дом Хасабова, конец XIX — начало XX века. Газета «Уфимские Ведомости» пишет, что лесопромышленник Хасабов этот дом выкупил. Само здание новым не было — это обычный деревянный дом, но имеющий отделку снаружи.
«При доме — большой двор с постройками. Каретник был построен в самой глубине двора, который шел под уклон к Спасскому оврагу. За каретником располагался довольно большой сад, вход в который был через красиво выстроенные ворота», — так описывается двор дома.

№ 47 — Дом Чуфаровских, конец XIX века. Башкультнаследие пишет, что в этом доме жил и работал Петр Зенцов — уфимский рабочий, революционер, участник Октябрьской революции и Гражданской войны. В 1920 году был убит белогвардейцами в Пятигорске. Здание внесли в список наследия в 1953 году.

№ 49/1 — Кирпичный дом усадьбы Шамовых, 1911–1917 годы. Купец Шамов Иван Никитич появился в Уфе в 1911 году, тогда и начал возведение конкретно этого дома. На 1912 год имение (несколько зданий) оценивалось в более чем тысячу рублей — по тем временам это весьма неплохие деньги. Например, средняя зарплата рабочего за год могла достигать 200–300 рублей. То есть обычному работяге пришлось бы копить несколько лет на такую усадьбу.

№ 51 — Особняк Аверьяновых, около начала XX века. Афанасий Аверьянов был купцом из Стерлитамака. Являлся членом городской и земской управ. Аверьяновы были одними из немногих, чьи имения стоили больше сотни тысяч рублей — их оценивалось в миллион.

№ 53 — Усадьба Шамовых с оградой и воротами, 1890-е годы. Все усадьбы Шамовых на тот момент оценивались в 300 тысяч рублей.

№ 55 — Кузнецовское (II-е городское приходское) училище, 1906–1909 годы. Как приводится в справке сервиса «2ГИС», первоначальное здание было построено в 1880-х годах. Однако на тот момент в городе начали испытывать проблемы с нехваткой мест для обучения населения. Живший здесь купец Никита Кузнецов помог государству — и отдал свой пятикомнатный особняк под нужды училища. В начале XX века в связи с опять же нехваткой мест построили каменное двухэтажное здание. После революции 1917 года здесь работали школы, с 1975 года здесь размещается БГПУ.

№ 57/1 — Дом Демидовых, 2 половина XVIII века. Он находится рядом с бараком — домом № 57, в котором пока что еще живут люди. Дом 57/1 был построен купцом Демидовым для своего сына, в ряде источников указывают на «уютный дворик», но сейчас он совсем не такой.

№ 58 — Западный дом усадьбы Борисовых, 1897 год.

№ 63 — Дом Лузиновых, 2 половина XIX века. Как указано в справке сервиса «2ГИС», о житие Лузиновых документально подтверждено записями 1879 года. Участком владела Екатерина Лузинова, которая приходилось женой купцу Петру Лузинову из Свияжска (Татарстан). Также указывается, что производители хлеба, овса, гречки ржи и пшеницы приезжали сюда и сдавали свою продукцию Лузинову. Далее он, вероятно, использовал свой дом для последующей продажи товара. В 1904 году владельцем здания числилась дочь купца, а около 1917 года она продала его Уфимскому городскому общественному банку. После революции дом стал полностью жилым.

№ 67/1 — Особняк Поносовых, 1860-е годы. Василий Поносов являлся купцом и вместе с Петром Лузиновым торговал из своего дома пшеницей, крупой и мукой. Умер в 1900 году. Через два десятилетия его дом перешел к обычным гражданам.

№ 67/2 — 2-й дом усадьбы Поносовых, 1890-е годы.

№ 69 — Часть 1-я полицейская и пожарная, конец XIX века. В то время в Уфе решили создать профессиональную пожарную команду, которая будет тушить пожары в городе. Изначально здание предполагалось построить внизу, в районе современного Монумента Дружбы. Однако потом передумали, посчитав, что местность не очень подходящая. В итоге возводить пожарную часть начали выше по улице, на современном месте. В 1900-х годах здание реконструировали. Изначально стройка двухэтажного здания оценивалась в 40 тысяч рублей, а с учетом каланчи — 42,5 тысячи. В итоге его возвели за 36,5 тысячи рублей — выбрали того подрядчика, который предложил меньшую сумму.
Стоит отметить, что в 2000-х годах здание подкрасили. В 2011 году оно было ненасыщенным бордовым. Позже стало серым, а после 2014 года оно стало красным.


№ 76 — Дом Юдаевых, около 1870 года (по другим данным — около 1850-го). Домом владел купец из Бирска Клементий Юдаев. В советские времена здесь размещалась поликлиника и аптека. В современности у дома были два владельца: по данным Башкультнаследия, первый испортил здание во время реконструкции — например, был полностью утрачен исторический фасадный лепной декор.
В 2011 году здание выглядело как типичная советская постройка. С той стороны, где сделано фото, имелись огромные окна, но в 2014 году первый владелец здания вернул их исторический облик. Тогда дом был цвета яркой охры. Второй владелец здания провел очередную реконструкцию в 2020 году — цвет был изменен на «на нейтральный, приглушенный».

№ 78 — Заводоуправление Гутмана, конец XIX — начало XX века. В этом месте в 1898 году свою мастерскую открыл купец Иосиф Гутман. Его завод выпускал чугунные и медные отливки, а также пожарное оборудование. Портал QR-Ufa пишет, что пожарные насосы с этого предприятия удостаивались медалей на выставках в разных городах России с 1900 по 1910 год. Кроме того, завод выпускал чугунные лестницы, которые остались по сей день в ряде домов. Возможно, что украденная с одного из домов Шамовых лестница была именно с этого завода.

Такой была улица Большая Казанская — богатая, жилая, торговая. Ее история впечатляет и наводит грусть: как мы всё это потеряли?