В Уфе на перекрестке улиц Карла Маркса и Пушкина расположился один из самых запоминающихся памятников архитектуры — Дом Костерина и Черникова. Это, пожалуй, один из немногих особняков, который сохранил свой первозданный облик. Недавно историки Башкультнаследия рассказали его историю. Сегодня, 21 июня, публикуем историю дома от первого лица.
Этот особняк — один из самых ярких примеров стиля русский модерн. Ажурные кованые балконные решетки, лепнины с растительными мотивами и эллипсовидная мансарда выделяют здание среди других.
Но чаще всего внимание обращено на орнаментированный фасад, украшенный лепными женскими головами (маскаронами), изображениями сов и львиных морд.
Если вы спросите об этом здании у местных жителей, вероятнее всего, они вам поведают о его «публичности». Именно этот миф (а может, и не миф) закрепился за Домом Костерина и Черникова. Но начнем с истории.
Хлеботорговец Павел Иванович Костерин переехал в Уфу около 1890 года в связи со своей женитьбой на 17-летней дочери богатого и влиятельного уфимского купца, бывшего городского головы — Екатерине Поповой. В 1898 году он обратился в уфимскую городскую управу с ходатайством «об отдаче ему в арендное содержание городской лавки в Гостином дворе». В 1900 году Костерин вместе со своим компаньоном Черниковым арендовали паровую трехэтажную мельницу на Софроновской пристани. В 1902 году они обратились в городскую управу с ходатайством «об отдаче им в арендное содержание сроком на 12 лет участка пристаней ниже Софроновского ключа за № 2 под склад хлеба, леса, дров и других материалов», необходимых для эксплуатации мельницы.
В начале ХХ века он купил две усадьбы на углу улиц Александровской и Пушкинской, снес стоявшие деревянные дома и около 1907–1912 гг. по проекту самарского архитектора Щербачёва построил каменный трехэтажный дом.
Особняк домовладелец до революции использовал как гостиницу для заезжавших в город купцов — им сдавали комнаты в наём. А сам жил в своем загородном доме, находившемся в районе современного Южного автовокзала. Именно после октябрьского переворота пошли слухи о том, что в красивом особняке когда-то был публичный дом.
Именно женские лица на стенах и изображения сов (символ ночи) вызывали у горожан неоднозначную реакцию. В те времена для провинциальной Уфы фасад здания казался слишком причудливым. Этот миф дошел и до современной Уфы.
Если вам удастся зайти в особняк, то вы увидите дубовые двери, чугунную лестницу и цветную керамическую напольную плитку, но, самое главное, вы увидите, что комнаты дома примыкают друг к другу, а дверные проемы находятся на одной оси расположения, друг напротив друга. Получается, что помещения в Доме Костерина и Черникова являются проходными, т. е. расположены они анфиладой. Возможно ли такое в домах терпимости?
Вызывает сомнения в «публичности» дома и место его расположения. В самом центре, еще и такой запоминающийся особняк привлекал бы слишком много ненужного внимания к «гостям». Ведь население Уфы на начало XX века насчитывало около 100 000 человек и все у всех были на виду.
А как же женское изображение? Благо до нас добралась еще одна легенда, более добродетельная. Женское лицо с греческим профилем, высеченное на барельефах дома, принадлежит жене Павла Ивановича — Екатерине Павловне. Так красиво увековечить любовь к супруге и при этом использовать здание как дом терпимости — как-то сложно в это поверить.
Но, кстати, публичные дома в Уфе всё же существовали. Полулегально, скрытно и на окраинах. Это были простые деревянные дома, построенные на Богородской (ул. Революционная) и Сибирской (ул. Мингажева) улицах, в которых работали полуграмотные крестьянские и мещанские женщины. Назывались они по имени одного из содержателей Камалетдина Ибатуллина — «Камалейкины палаты».
Сегодня Дом Костерина и Черникова является объектом культурного наследия регионального значения и находится под охраной государства. Реставрацию дом претерпевал дважды, в 1985 и в 2006 годах. Сейчас это здание не только архитектурный памятник, но и символ истории градостроительства Уфы.