АО «Башкирское речное пароходство» несколько лет назад признали банкротом. Теперь от крупной компании с 165-летней историей остались только разрозненные предприятия, финансовое состояние которых оставляет желать лучшего. Но горожане рассказывают, что первые тревожные звоночки начались еще в начале двухтысячных. Бывшая сотрудница «Башкирского речного пароходства» Татьяна (имя изменено. — Прим. ред.) поделилась своими воспоминаниями о работе продуктового магазина, который принадлежал компании и рассказала, какие тайны скрывали речники. Подробнее — в нашем материале.
Нелегкая работа за три копейки
Продуктовый магазин «Прибой» когда-то находился на первом этаже дома № 87 на улице Ленина. Сейчас в нем тоже магазин, но с вывеской «Байрам».
— Устроилась работать туда в 2000 году. Тогда туда брали продавцом с опытом работы от полугода. Оформляли официально, в трудовой указывали ОАО «Башкирское речное пароходство». Платили примерно 1500 рублей, по тем временам это было очень мало. Деньги выдавали два раза в месяц, из кассы магазина, — рассказала женщина.
«Прибой», как и закусочная, работали по графику с 8 утра до 8 вечера, без выходных. В магазине было пять отделов: хозяйственный, рыбный, колбасно-молочный, водочный и хлебный. В каждом из них работали по два продавца, которые менялись по графику неделя через неделю.
Речник с пачкой денег
Частыми посетителями магазина в последние годы его существования были местные жители. Заглядывали и сами работники пароходства.
— На тот момент магазин был единственным крупным в близлежащем районе. У нас был самый большой ассортимент товаров, все всегда было свежее, поэтому «Прибой» любили. Из постоянных покупателей запомнился один парень, который работал в речном порту. Он всегда приходил с пачкой денег, любил похвастаться и говорил, что они продают солярку с судов, которые стояли в порту, — вспоминает Татьяна.
Пересменка и внучка директора
Татьяна работала в самом большом отделе — хлебном. Кроме выпечки, там также продавали, торты, сладости, крупы и макаронные изделия, приправы и мороженое.
— Пересменка у нас была по понедельникам. Как назло, именно в это время покупатели шли бесконечным потоком. Первое время мне было очень непросто. Отдел большой, товар весь штучный или весовой. Нужно было сверить по журналу все наименования, потом всё пересчитать и взвесить, в параллель обслуживали покупателей. Всего на то, чтобы переписать весь товар в отделе, уходило 3–4 часа, — рассказала женщина.
Вспомнила она и про фирменные пакеты «Башкирского речного пароходства». На них на фоне корабля была изображена девочка в форме моряка. И про нее среди сотрудников ходили свои легенды.
— У пароходства были свои фирменные пакеты, но получали их не все. Для магазина их тоже заказывали в строго ограниченном количестве. Все работники знали, что на пакете была изображена внучка директора пароходства. До сих пор иногда попадаются люди с такими пакетами, скорее всего, это старые сотрудники, — поделилась Татьяна.
Конец эпохи и тайна исчезнувшего телевизора
Новость, что магазин скоро закроется, не удивила продавцов. Первым звоночком стала пропажа телевизора из торгового зала.
— Телевизор был нашей отличительной чертой. Тогда ни в одном магазине их не было, а у нас уже висел под потолком. Когда не было посетителей или магазин закрывался на обед, мы смотрели сериалы. Потом директриса узнала об этом, и вскоре он исчез. Но думаю, что она догадывалась, что магазин закрывают. Это было, насколько помню, в 2002 году. Тогда помещение сдали в аренду предпринимателям из Москвы, — вспоминает Татьяна.
Чтобы освободить помещение, остатки бытовой химии из хозяйственного отдела увезли на склад в речном порту. А продукты, которые могли пойти в приготовление блюд, забрали, по рассказу женщины, на теплоходы.
Но после официального закрытия магазина остался еще один нерешенный вопрос. Часть продавцов уволилась по собственному желанию, оставшимся сотрудникам обещали выплатить зарплату и компенсацию за три месяца.
— Мы ушли по сокращению, но за эту компенсацию над нами просто издевались. Нам сказали, что нужно приходить каждый день в 8 утра и в обед в отдел кадров. Таким образом мы отмечались, что нигде не работаем. Так мы ходили месяц, но компенсацию нам так и не выдали, кормили «завтраками». Потом я и еще одна сотрудница написали заявление на имя директора пароходства, что нам не имеют права задерживать выплаты. Только после этого нас наконец полностью рассчитали, — рассказала женщина.
Ранее UFA1.RU вспомнил историю легендарного «Башкирского речного пароходства». В нашем фоторепортаже вы можете посмотреть, во что превратился судоремонтно-судостроительный завод, который некогда был дочерним предприятием АО.