UFA1
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Уфе

Погода+2°

ясная погода, без осадков

ощущается как -2

4 м/c,

с-в.

754мм 51%
Подробнее
USD 91,98
EUR 100,24
Реклама
Город карточки

«Страхи по "Бионорду"»: какими заблуждениями успел обрасти современный противогололедный материал в Уфе

Грязь и снежные каши на дорогах появляются вовсе не от реагентов

Чтобы не распространять мифы, стоит познакомиться с реальными фактами про зимние реагенты

В последнее время у всех уфимцев на слуху — «Бионорд». Знают его, пожалуй, даже школьники. Так много о нем говорят в этом году. У «Бионорда» теперь даже есть своя армия противников и армия сторонников. И все активно обсуждают, нужно ли использовать этот реагент на дорогах или нет.

По мнению одних, он разъедает машины, портит обувь, оставляет ожоги на лапах животных, а на улицах появляются грязные лужи. Другие уверены, что он эффективно помогает бороться с гололедом, снижает аварийность и вообще современный материал, который нужно применять в городе, который взял курс на столичность. Выслушали все мнения за и против и попытались найти ответы на самые животрепещущие вопросы.

  1. Не страшнее талого снега
  2. Реагенты лучше песко-соляной смеси
  3. «Бионорд» не испаряется
  4. Если использовать только «Бионорд», на дорогах не будет грязи
  5. «Бионорд» меньше влияет на почвы, чем соль
  6. Противогололедный реагент не разъедает лапы кошкам и собакам
1

Не страшнее талого снега

Какой горожанин не сталкивался зимой с проблемой коррозии или износом сезонной обуви? Но по традиции или отдавая дань моде, винит в этом реагенты. И некоторые из них действительно могут ускорять ржавление металла и влиять на кожаные изделия.

Например, чистый хлористый натрий (который дорожники смешивают с песком) или хлористый кальций. Однако в состав «Бионорда» введены специальные соли и ингибиторы, которые, кроме того, что плавят лед, еще и снижают общую коррозию металла и задерживают физико-химические процессы в материалах. Таким образом, воздействие «Бионорда» на металл в два раза ниже, чем у технической соли или песко-соляных смесей.

Совсем остановить коррозию невозможно. Ржавчина возникает при взаимодействии металла с кислородом. Поэтому машина покроется рыжим налетом даже в пустыне. Особенно автомобиль уязвим, если на металлической части есть сколы и царапины. В таком случае машина будет гнить даже от талого снега. Решением вопроса может стать ежегодная диагностика и устранение подобных дефектов на ранней стадии. Ведь именно через сколы и трещины воздействует вода вне зависимости от того, каким противогололедным материалом обработали улицы.

Что касается обуви, то основной вредитель наших ботинок и сапог — влага. И главная задача производителей и их владельцев — предотвратить попадание влаги внутрь материала. Синтетические материалы, обладающие водоотталкивающим эффектом, больше подходят для зимы, чем тонкая кожа и замша. Такая обувь, увы, быстро потеряет форму и покроется разводами даже от талого снега. Эксперты рекомендуют обрабатывать такую обувь спреями и кремами, защищающими от влаги.

«Бионордом», который используется уже более чем в 60 городах нашей страны, в том числе обрабатывают объекты федерального значения — территории Московского Кремля и Эрмитажа, федеральные трассы, мосты и аэропорты, учреждения здравоохранения и предприятия энергетического комплекса. В разработке реагента участвовали ведущие ученые России — сотрудники государственных институтов: РосдорНИИ, НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина, а также ряд государственных сельскохозяйственных университетов. В Уфе «Бионорд» впервые начали применять в 2014 году, но использовали его выборочно, лишь на нескольких улицах, а основным средством борьбы с гололедицей были песко-соляные смеси. В 2020 году «Бионорд» стали активно закупать, и на сегодня он является ведущим противогололедным материалом на улицах столицы Башкирии.

2

Реагенты лучше песко-соляной смеси

В мировой практике многокомпонентные противогололедные реагенты считаются наиболее эффективными, безопасными и современными.

Находясь на дороге, песок превращается в ту самую токсичную дорожную пыль, которая затем оседает в легких горожан. За рубежом использовать песок в крупных населенных пунктах запрещено. В России всё больше городов в последнее время переходят на современные многокомпонентные реагенты, а, например, в Москве, песок под запретом с 1990 года.

Кроме того, современный реагент сокращает тормозной путь на обычном снегу на 1/3. Его гранулы разрушают образовавшийся лед и препятствуют его дальнейшему образованию. При правильном использовании реагенты не оставляют следов и эффективно справляются с наледью. И если обратиться к базовому курсу физики, тормозной путь на нем меньше, чем на посыпанной песком дороге.

Не так давно Сеть городских сайтов провела тестирование самых популярных способов избавления дорог от наледи — песка, «Бионорда» и трактора. По результатам эксперимента самым надежным с точки зрения создания безопасной ситуации на дорогах оказался как раз реагент.

3

«Бионорд» не испаряется

В основе любого «Бионорда» лежат минеральные компоненты — соли, которые также применяют в пищевой и фармацевтической промышленности. К ним добавляют ингибитор коррозии. Иногда — мраморную крошку. Такие составы относят к четвертому классу, самому низкому по воздействию вещества на организм человека. К примеру, пищевая соль или сода имеют третий класс воздействия. Современный реагент не испаряется, а растворяется в снеге.

В состав «Бионорда» входят хлористые натрий и кальций, ингибитор коррозии и биофильная добавка (формиат натрия). В комбинированных материалах для тротуаров и дорожных спусков и подъемов добавляют еще мраморную крошку. То есть: соли + фрикционная составляющая — мрамор, он же — карбонат кальция, из которого состоят также мел, яичная скорлупа и ракушка.

Кстати, поставщиками сырья для изготовления «Бионорда» выступают известные крупные производители, которые делают сырье, в том числе для пищевой промышленности.

4

Если использовать только «Бионорд», на дорогах не будет грязи

Источников грязи на улицах города несколько: автотранспорт, который «обогащает» окружающую среду десятками тонн истертых шин и асфальта за зиму, неправильно устроенные газоны и паркующиеся на них машины, промышленные предприятия и песок или гравий в виде противогололедных материалов.

Чтобы решить проблему грязи, нужно перестать высыпать песок на дороги и несколько лет после этого мыть город, вычищая из пор асфальта всё, что накопилось. Чтобы избавиться от луж и снежных каш, нужно применять реагенты в соответствии с технологией: высыпать до появления снега и в объемах, указанных производителем. Для этого необходимо интенсивнее работать в период снегопадов.

Переход на качественные растворимые реагенты позволяет уменьшить количество поступающей на улицы города грязи. В крупном промышленном Екатеринбурге уже удалось сократить ее объем на 100 тысяч тонн. В Красноярске прошлой весной с улиц, где применяли «Бионорд», вывезли всего 1/2 КАМАЗа мусора вместо привычных семи.

5

«Бионорд» меньше влияет на почвы, чем соль

Наиболее агрессивное вещество для почв — хлорид натрия, который применяют в песко-соляной смеси. Он уплотняет почвы, что затрудняет водо- и воздухообмен в грунте и вредит растениям. Песок из песко-соляной смеси тоже далеко не безобидное вещество. Побывав на дороге, песчинки покрываются пленкой, состоящей из горючесмазочных материалов, бензина, стертой резины и асфальта. Получается, только на одной частице песка целый коктейль из тяжелых металлов. Попадая в почву, песок дополнительно загрязняет ее.

В составе «Бионорда» доля хлорида натрия значительно снижена. Рецептуры разрабатывались на основании многолетних исследований институтов при Министерстве сельского хозяйства. Были созданы составы, которые при попадании на газоны не дают накапливаться натрию, не только не повышая, но и наоборот, снижая уже сформировавшееся из-за использования хлористого натрия и песко-соляных смесей засоление. В Москве за 10 лет применения подобных материалов удалось снизить уровень засоления почв более чем в 3 раза. Сейчас 80% газонов вдоль дорог столицы не имеют признаков засоления по данным федерального экологического мониторинга.

Есть рецептуры, которые и вовсе не содержат хлориды. Их широко используют на мостах и в аэропортах.

Сниженное воздействие на почву «Бионорда» не значит, что снег с дорог нужно собирать на газоны и складывать его под деревьями. Какими бы материалами не обрабатывали проезжую часть, осадки с нее должны быть собраны и вывезены на снежные полигоны или снегоплавильные пункты, так как они несут в себе не только антигололедные средства, но и загрязнения автомобильного транспорта, что значительно опасней для окружающей среды.

6

Противогололедный реагент не разъедает лапы кошкам и собакам

Прежде чем обрабатывать заледеневшие улицы, все реагенты проходят лабораторный контроль для получения паспорта безопасности и экспертного заключения. Обязательный перечень испытаний проходят в федеральных аккредитованных центрах гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора. В списке испытаний проверка на токсичность, аллергенность, ингаляционное воздействие (возможность испаряться и воздействовать через дыхательные пути на человека), раздражающее воздействие на слизистую глаза и кожу.

Дополнительно производитель «Бионорда» проводил исследование в научно-исследовательской лаборатории Пермского государственного научно-исследовательского университета для проверки воздействия растворов «Бионорд» при отрицательных температурах. Ни одно животное не пострадало, даже у чувствительных морских свинок не было ни аллергии, ни раздражений на коже, в том числе при нанесении раствора при минусовой температуре. А значит, для всех домашних животных реагенты безвредны. В ином случае их бы просто не допустили до использования на улицах российских городов.

Однако защищать лапы питомцев зимой все-таки нужно. При отрицательных температурах поверхность дорожного покрытия сильно охлаждается, а если она еще и влажная, то питомец может получить обморожение. Такая кожа склонна к трещинам.

Животное с поврежденной кожей может испытывать неприятные ощущения, пощипывания из-за соленой воды. На морозе растрескивание подушечек лап происходит легче и чаще, все владельцы питомцев об этом знают. Поэтому вне зависимости от того, используют в городе солевые реагенты или нет, нужно надевать животным при выгуле зимнюю обувь или обрабатывать лапы защитными кремами и спреями.

Современные противогололедные материалы — это средство для безопасного передвижения машин и пешеходов. Грамотное его применение снижает аварийность и травматизм. А ради целых ног и головы можно следовать вполне не сложным правилам зимой — мыть лапы питомцам и обувь по приходу домой, смазывать и то и другое кремом, а также следить за целостным лакокрасочным покрытием авто.

Партнёрский проект

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем