UFA1
Погода

Сейчас-9°C

Сейчас в Уфе

Погода-9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -14

0 м/c,

752мм 73%
Подробнее
USD 91,98
EUR 100,24
Реклама
Город Еда

Дети выпрашивают у родителей кусочки хлеба, а в мусорке не остается места из-за недоеденных блюд: откровения повара детсада Уфы

Женщина с 10-летним стажем работы рассказала, какой бардак творится в дошкольных учреждениях

Работу повара детского сада можно сравнить с многоруким Шивой

Многие взрослые люди, когда видят пышную запеканку или макароны с подливой, часто приговаривают: «Как в детском саду». Действительно, поколение, выросшее в советское и перестроечное время с теплом вспоминает годы, проведенные в дошкольных учреждениях, но будут ли современные дети ностальгировать по детсаду — вопрос открытый. Сейчас картофельные запеканки ушли в прошлое. А дети годами едят одну и ту же еду.

С 2017 года в Уфе прошла реформа детского питания. Пищеблоки детских садов и школ Уфы постепенно передали муниципальному комбинату питания. О том, что из этого вышло, анонимно для UFA1.RU рассказал повар с 10-летним стажем.

Одна на 220 человек

В 2011 году Алина (имя изменено. — Прим. ред.) устроилась на работу в детсад, чтобы быть поближе к своему маленькому ребенку. Первое время работа в дошкольном учреждении казалась ей настоящим адом. До этого она несколько лет трудилась поваром в ресторане, где все технологические процессы были отточены до мелочей, а еду готовили 7 поваров. В садике всё было иначе. Тогда пищеблоки, как и здания детского сада, еще принадлежали управлению образования города. Сотрудников там всегда не хватало.

— Как только я пришла, некоторое время работала одна. Готовить нужно было на 200 детей и на 20 человек персонала. Я одна стояла на большой кухне, в которой было три цеха: горячий, где, собственно, и готовили еду, сырой — там чистили овощи, обрабатывали мясо, рыбу и курицу (хотя в одном цехе запрещено совмещать эти виды обработки), и склад, на котором хранились все сыпучие продукты, там же была небольшая раздевалка. Отдельно на территории садика был склад, где хранились сырые овощи в мешках, замороженное мясо, рыба и курица. Помощников на тот момент у меня не было. Кроме того, что я готовила еду, в перерывах нужно было выполнять функции помощника повара: мыть и чистить овощи, обрабатывать сырые продукты, а потом еще и убираться во всех цехах, — рассказывает Алина.

Блюда готовили в специально отведенных для этого цехах. К примеру, мыть рыбу в ванной с маркировкой «Сырое мясо» и нарезать ее овощным ножом было строго запрещено. Также нельзя было запасаться заготовками на следующий день. Детям положено готовить еду «из-под ножа». Продукция, которая хранится на складе, также размещалась только на специальных полках.

Влететь от многочисленных проверок могло даже за неправильно установленный шкаф

Как рассказала женщина, до весны 2017-го работу пищеблоков контролировало управление образования Уфы.

— Мы были трудоустроены в РОНО. Они же обеспечивали все сады продуктами, их привозили по заявке садиков. Ходили с проверками. Родители платили за питание в городской бюджет, нас это никак не касалось. Составлением меню занималась диетическая сестра. Для дошкольников есть свой сборник блюд и свои нормы по калориям в день. Она ходила по группам, спрашивала, что дети едят, а что нет. Согласно тонкостям соблюдения норм и пожеланиям самих воспитанников составлялось меню на каждый день, — вспоминает Алина.

После того как меню было готово, кладовщик выдавал повару продукты строго по рассчитанному весу. По словам Алины, дети всегда с охотой ели все приготовленные блюда и даже просили добавки. В меню входили: картофельная и творожная запеканки, французская ватрушка, различные компоты из чернослива, изюма или кураги. На завтрак, кроме каши, детям подавали батон с маслом и какао. На ужин ребят иногда кормили картофельным пюре или сосиской в тесте. Однако качество продуктов не всегда было на высоте.

— Иногда привозили порченые овощи, мясо тоже поставляли иногда либо очень жилистое, либо сплошной жир. Минтай и горбушу привозили с костями и головой, хотя по требованиям детского питания всё должно быть потрошеным. Из плюсов, поставляли хорошие печеньки детям, а не как сейчас, крокет, также были сосиски, пару раз была даже молочная колбаса, — рассказала повар.

Зарплата у сотрудников пищеблока на тот момент составляла примерно 7 тысяч рублей. Рабочий день начинался в 6 утра и заканчивался в 5 вечера. Как рассказывает Алина, оборудование в детских садах в большинстве случаев было старое и даже нерабочее. Чтобы дождаться ремонта, повара оставляли заявку в специальном журнале. О покупке новой техники речь, как правило, не велась вообще.

Переход на аутсорсинг

Всё изменилось весной 2017 года, когда городские власти решили перевести пищеблоки на аутсорсинг и электронную систему оплаты питания. Таким образом они решили провести оптимизацию городского бюджета и навести порядок в ценообразовании при закупках.

— Благодаря новой системе работы персонал детсадов может всё свое внимание сконцентрировать на организации образовательного процесса, передав питание детей в надежные руки профессионалов, — расхвалили новую систему власти Уфы.

«Большая ложка» контролировала работу пищеблоков в садиках Демского, Кировского, Ленинского и Советского района

Пищеблоки школ и садов города, а также их работники перешли во владение МУП «Центр школьного и детского питания» (ЦШДП). Руководителем предприятия, по словам Алины, являлся Олег Стороженко.

Изменились и условия оплаты питания. Теперь родители стали перечислять 126 рублей в день на питание одного ребенка через федеральную систему «Аксиома». Новые изменения совсем не порадовали горожан.

В августе 2017 года горожане рассказали, что суммы в личном кабинете стали меняться, и не в лучшую сторону.

— В детсаду нам долго объясняли, дескать, новая система оплаты гораздо удобнее, все отчисления и платежи родители могут отслеживать в личном кабинете. Но я пока вижу одни минусы. С апреля я еще ни разу не видела точной суммы на лицевом счете ребенка! То огромные переплаты, то недоплаты! К тому же — огромные проволочки с заявлениями на возврат средств из бухгалтерии. Пришлось даже блокнот завести, чтобы фиксировать, в какие дни ребенок посещал садик, чтобы вычислить плату за месяц. Систему внедрили, чтобы облегчить всем жизнь, а пока что одни мучения, — рассказала тогда читательница UFA1.RU Вероника.

Сбои в работе отмечали и сотрудники дошкольных учреждений.

— Обязанность ставить детей на питание в программе возложили на медсестру. Она постоянно рассказывала, что сайт постоянно виснет, иногда не ставит детей на питание. Постоянно приходили родители и возмущались, почему они не могут поставить ребенка на питание, — рассказала повар.

На горячей линии «Аксиомы» на запрос UFA1.RU ответили, что проблема наблюдалась только по одному району города.

— Система оплаты питания работает хорошо, сбои в программе идут исключительно по Демскому району. Но мы обещаем их устранить. Сейчас ведется работа над этим. К сожалению, когда именно в Дёме система будет работать корректно, сказать не можем. Но делаем всё, чтоб это произошло как можно скорее, — пояснили в компании.

В самой системе питания в садиках также произошли изменения. Меню для дошкольных учреждений сделали двух видов: осенне-зимнее и весенне-летнее. Кроме того, оно стало двухнедельным. В первую неделю — в меню одни блюда, во вторую — другие. Его стали высылать на электронную почту садика, чтобы повар мог самостоятельно распечатать расчет продуктов на количество детей. Дополнительно на поваров возложили обязанности ведения многочисленных отчетов и журналов.

Львиная доля рабочего времени поваров уходит на отчетность

— Когда мы устроились к ним работать, нам провели собрание. Сразу по-хамски сказали, что распечатывать меню не дадут, канцтоваров у них тоже нет. Сами выкручивайтесь, как хотите. В наши обязанности входило ведение 5 журналов учета, также нас обязали брать ежедневно пробы еды и следить за их маркировкой. На каждый прием пищи нужно выставлять контрольное блюдо, чтобы воспитатели и родители знали, что ест ребенок. Обязательно вывешивается меню на каждый день. Из плюсов — стала больше зарплата. Но и минусы тоже нашлись. Многие, кто работал на кухнях в РОНО уволились, начался кадровый голод. Я опять стала работать одна за троих. Получала за это 20 тысяч рублей. Комбинат стал экономить на всем. Меню стало однообразным, убрали сосиски. По качеству продуктов всё осталось примерно на таком же уровне, — рассказала Алина.

ЦШДП внесло еще одно нововведение. Теперь по садам начали развозить замороженные мясные и рыбные котлеты, которые производились на собственном производстве. Машин для развозки полуфабрикатов не хватало, и зачастую поварам приходилось задерживаться, чтобы получить их.

— В них добавляли много хлеба, и из-за этого они были не очень вкусные. С начала дети их вообще отказывались есть, но со временем привыкли. После того как меню поменяли, большинство еды просто уходило в мусорку. Добавилось много овощей, а дети овощи едят очень редко. Если есть их каждый день, то даже взрослому надоест, — высказалась повар.

Жалобы на скудное меню начали поступать и от родителей.

— После введения аутсорсингового питания, первое, что сказала дочь, когда за ней пришла: «Мама, дай кусочек хлеба». Я слегка в шоке была, что такие проблемы возникли. Как можно? Кусочков хлеба ровно по количеству детей. И неважно, что детям может не хватить. Теперь в садик со своим хлебом ходим. А что делать, — рассказала читательница UFA1.RU Ольга Матвеева.

Смена власти

Со временем система детского и школьного питания устоялась, но проблемы никуда не делись. Меню так и осталось однообразным. Оборудование продолжило ломаться, только теперь за его ремонт никто не хотел отвечать. Так продолжалось до 2019 года. Тогда власти объявили, что на рынке школьного питания будет работать единый оператор — муниципальное автономное учреждение (МАУ) «Центр детского и диетического питания», к которому присоединились два других муниципальных игрока.

Руководителем МАУ на тот момент являлась Марина Асфандиярова. Ранее женщина являлась президентом ассоциации рестораторов и отельеров республики.

После перехода в автономное учреждение ситуация немного улучшилась.

В меню детских садов нет места жареным и жирным блюдам

— Она провела собрание для поваров и сказала, что некачественные товары мы принимать не будем. Зарплату еще немного подняли. Качество продуктов стало лучше, но меню не меняли. Даже наоборот, когда началась пандемия, это был вообще дурдом. С начала, когда все сады в городе закрыли, мы сидели месяц дома и нам выплатили минимальную зарплату — 12 тысяч рублей. Многие продукты из садиков в этот период забрали, чтобы выдавать сухие пайки в школах. Потом, когда потихоньку начали открывать дежурные группы, кто-то выходил на работу. Мой садик долго не открывали. С начала я взяла отпуск на месяц, потом мне и многим другим поварам сказали, чтобы мы писали заявление на увольнение. Денег платить зарплату у них не было, работы как таковой тоже. Чудом просто удалось найти на это время подработку в другом саду, — вспоминает Алина.

Во время работы в другом дошкольном учреждении она обратила внимание, что из меню начали пропадать некоторые позиции. К примеру, вместо горбуши ввели только минтай. В ноябре 2020 года Марина Асфандиярова скончалась. Как рассказывают собственные источники, у женщины был коронавирус. Затем, в декабре 2020 года, новым директором стал Владимир Смирнов.

— Как он пришел, сразу из меню убрали батоны на завтрак. Оставили белый хлеб. Перебои с поставщиками бывают до сих пор. Кур, к примеру, привозили несколько раз из разных городов: Магнитогорск, Челябинск. Не сказать, что закупаются они по принципу «чем дешевле, тем лучше». В накладных бывает фигурируют суммы, за которые здесь в Уфе в обычном магазине можно купить, к примеру, то же масло. Они стараются покупать более-менее качественные продукты, но вот мясо до сих пор может иногда прийти не очень хорошее, — поделился повар.

За неделю набирается целое ведро хлебных отходов

Как отмечает Алина, работа поваром в детском саду — это физически тяжелый труд, который не всегда хорошо оплачивается.

— Конечно, за столько лет работы всё здоровье уже подорвала. Заработала артрит и остеохондроз, болят вены на ногах. Это профессиональные болезни поваров. В комбинате наблюдается большой кадровый голод. Конечно, соискателей тоже можно понять. Не каждый готов работать с раннего утра до вечера, тягать эти кастрюли по 40 литров и получать маленькую зарплату. Сейчас еще появилась у технологов тенденция нехорошая. К примеру, если на кухне работает три человека: шеф-повар, повар и кухонный работник, то могут забрать на какое-то время двух человек в пищеблоки школы. При этом за эту работу никто не доплачивает, — рассказала женщина.

Недавно власти рассказали, что цена на питание повысится до 151 рубля. Алина считает, что это связано с ростом цен на продукты. Что касается модернизации меню, на него она уже не надеется, так же как и сами дошколята.

— Мне часто рассказывают воспитатели и знакомые, что дети уже выучили меню и знают, чем их будут кормить завтра. Это же ужас, дети несколько лет ходят в детский сад и каждый день одно и то же едят, — возмущается женщина.

Тем временем жалобы на питание в детских садах и школах продолжают поступать. Так, в 2019 году родители возмутились полусырыми котлетами, которые подавали в одной из школ Уфы. Корреспондент UFA1.RU провел рейд по столовым школ Уфы и выяснил, сколько стоит обед школьника. В августе этого года Минторг по жалобам родителей проверил питание в детском саду Давлеканово. В ходе проверки специалисты выявили нарушения условий хранения пищевой продукции. В конце октября этого года власти сообщили о повышении платы за питание в детских садах.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем