Город Отопление в Уфе подробности Почему платежи за отопление в Башкирии такие большие? Разбираем вопрос с экспертами

Почему платежи за отопление в Башкирии такие большие? Разбираем вопрос с экспертами

Поговорили с активистом, добившимся отмены коэффициента 1,5, и депутатом Курултая

По словам активистов, счетчики дают неправильные результаты как минимум в 400 домах Башкирии

В январе 2021 года жители Башкирии получили платежи по отоплению за предыдущий месяц. В некоторых случаях суммы выросли на 70%. До этого, с октября 2019 года, в республике перешли с оплаты за тепло в течение 12 месяцев на оплату только в периоды отопительного сезона. Однако цены в декабре 2020 года не просто поднялись, они стали неподъемными. UFA1.RU поговорил с активистом Владимиром Наумкиным, который добился отмены повышающего коэффициента 1,5, и депутатом Курултая Вячеславом Рябовым о том, что влияет на рост счетов за отопление.

«Проблемы копились годами»


В 2019 году в Башкирии изменился способ оплаты отопления. Если раньше жители республики платили за тепло равномерно все 12 месяцев, то сейчас счета за горячие батареи приходят только в отопительный сезон — с сентября по апрель. Оплата, по факту, суммарно выше не стала, она выросла в холодные месяцы года и стала нулевой в теплые. Однако вопрос по оплате отопления остро встал уже в декабре 2020 года, когда суммы в платежках некоторых жителей выросли по сравнению с предыдущим месяцем чуть ли не на 70%.

— Проблемы возникли не только после изменения в расчетной системе по платежам или из-за роста инфляции, они копились годами, — говорит Владимир Наумкин.

Активист озвучил механизмы, из-за которых счета за отопление, по его мнению, могут быть неверными.

Несоответствие площадей дома реальным данным


По словам активиста, в некоторых платежках за отопление может быть указана не та же площадь, которая есть в данных управляющей компании (УК).

— Чем меньше площадь помещения, тем выше норматив по показаниям за отопление, и счета по нему, соответственно, приходят больше, — говорит Владимир.

Не обслуженные автоматические устройства регулирования тепла


УК и ресурсоснабжающие организации, считает активист, «не обеспечивают должную работу по обслуживанию, содержанию общедомовых приборов учета», из-за чего счетчики дают неправильные показания или настроены на неверные величины, как это выяснилось при проверке 400 домов в Башкирии.

С активистом согласен и депутат Курултая Вячеслав Рябов.

— УК не занимаются своей прямой обязанностью, а при указании на проблему отвечают: «У вас мало денег на содержание дома», — утверждает Рябов.

По мнению депутата, в данном случае штрафы не помогут — они лягут на плечи граждан. В качестве альтернативной Вячеслав Рябов озвучил идею создания государственной управляющей компании, в которую бы вошли узкие специалисты по содержанию домов. Это предложение несколько раз выдвигали на заседаниях в качестве эксперимента в каком-нибудь районе Уфы.

Перерасчет за отопление в счет будущих платежей получили более 500 уфимцев

Индивидуальные тепловые узлы


Еще одну проблему — с обслуживанием индивидуальных тепловых узлов, которые находятся в собственности МУП УИС, также озвучил Вячеслав Рябов.

— Пример: есть два абсолютно идентичных дома. В одном установлен индивидуальный тепловой узел, ИТП, в другом — нет. Но почему-то там, где ИТП, люди платят выше норматива, чем в том доме, где платят по нормативу. Хотя эти приборы учета устанавливаются в целях экономии потребления теплоснабжения дома. Но в чем тогда смысл его установки, если он не экономит тепло? — говорит Вячеслав Рябов.

Он также отметил, что на одном из заседаний поднимался вопрос о переходе ИТП в общедолевую собственность. Но дальше обсуждения предложение не зашло, потому что непонятно, в каком состоянии ИТП находятся и кому их обслуживать, ремонтировать.

«Незаконный» коэффициент 1,5


Помимо всего перечисленного, существует еще одна проблема по отоплению, которая, как оказалось, была решена не полностью — коэффициент 1,5. Он используется в Башкирии для определения платы за отопление в домах без счетчиков или где счетчики не работают. Коэффициент 1,5 применяется согласно постановлению от 30 сентября 2019 года № 596. Как сказано в документе, сумма платежей рассчитывается на основе нескольких показателей. Один из них — «нормативы, действующие по состоянию на 30 июня 2012 года», другой — коэффициент, равный «отношению количества месяцев в календарном году к количеству месяцев отопительного периода». В Башкирии 8 месяцев отопительного периода. Отсюда и вычисляется коэффициент: 12/8 = 1,5. Стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг в этих домах разрабатывались также с учетом этого коэффициента.

Однако подобный коэффициент (12 месяцев на количество месяцев с отоплением) в постановлении РФ № 354, определяющем порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги, отсутствует. Но есть похожий. Равен он, наоборот, количеству месяцев отопительного периода на общее количество месяцев. Применяется этот коэффициент для расчета оплаты домов без счетчиков равномерно в течение года. Например, если количество месяцев отопительного периода — 8, а всего месяцев — 12, то K = 8/12 = 0,666. Если же оплата за отопление происходит только в отопительный сезон, коэффициент не применяется.

Формула расчета платы за отопление в жилом доме без счетчиков при равномерной оплате в течение года (в редакции от 28.12.2018):

Pi = Si x (NT x K) x TT

Si — площадь дома;

NT — норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;

K — коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равный отношению количества месяцев отопительного периода к количеству месяцев в календарном году;

TT — тариф (цена) на тепловую энергию.

Формула для домов без счетчиков, где платят только в отопительный сезон, отличается лишь отсутствием коэффициента периодичности. И, таким образом, этот коэффициент нужен, чтобы уменьшить размер ежемесячных выплат, распределяя всю плату за отопительный сезон на год.

Высокие тарифы на отопление

Лишь два монополиста поставляют тепло в дома уфимцев

Еще одной причиной больших цен за отопление могут являться тарифы на тепловую энергию.

— У вас сейчас поставка теплоносителя осуществляется либо БашРТС, либо МУП УИС (муниципальное унитарное предприятие «Уфимские инженерные сети». — Прим. ред.), — рассказал Владимир Наумкин. — Это два, можно сказать, таких монополиста, которые предоставляют тепловую энергию. Вопрос состоит в том, что у нас в Башкирии, в Уфе, допустим, очень большой тариф на отопление.

С 1 июля 2020-го по 30 июня 2021 года тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую МУП УИС и БашРТС потребителям в Уфе равен 2198,18 рубля за 1 Гкал, до этого, с июля 2019-го по 30 июня 2020 года — 2134,16 рубля за 1 Гкал.

13 апреля 2021 года в Курултае рассматривали вариант удешевления тепловой энергии при помощи альтернативных котельных в жилых домах. У этих устройств есть плюсы и минусы. При них 1 Гкал будет стоить 782–783 рубля. По задумке, эти устройства будут установлены на средства жителей дома, выданные им в кредит под 10–12%. Но остается ряд вопросов — от того, кто эти котельные будет содержать, ремонтировать, до вопроса места установки, которое есть не во всех уже построенных домах.

Само устройство дорогое. Например, котельная для девятиэтажки с четырьмя подъездами стоит порядка 9–10 миллионов рублей в кредит на 8 лет. А срок ее службы — 20–25 лет. Но, как сказал Владимир Наумкин, у людей, работающих с котельными, проблемы возникали уже через 3–5 лет после установки. Устройство работает круглый год, причем его работа сопровождается выбросами в окружающую среду.

— У пожилых граждан не хватает средств на качественные продукты питания и витамины, а большую часть своих пенсий они отдают на коммунальные услуги, — говорит Владимир Наумкин.

Незаконность пока не доказана


Активист Владимир Наумкин в ходе разбирательств с прокуратурой РБ добился отмены коэффициента 12/8. Юрист по ЖКХ Вадим Беляков прокомментировал, почему было выписано предписание об отмене. Он пояснил, что правительство РБ пыталось «перевести нормативы 2012 года, которые рассчитывались на календарный год, на нормативы, которые рассчитываются только в отопительный сезон». Беляков также сообщил, что не было необходимости анализировать, правильно ли были сделаны расчеты или нет, потому что главное — у правительства субъектов РФ не было полномочий прописывать порядок начислений, это регулируется федеральным законодательством — в частности, постановлением № 354.

Беляков также отметил, что не видел ответа от прокуратуры, где бы говорилось, что коэффициент незаконен.

— Данных о том, что коэффициент признавали незаконным, нет. Прокуратура давала предписание, чтобы его отметило правительство Башкирии, потому что у них полномочий на него не было, — рассказал Беляков и позже добавил. — Если где-то написано будет, что это незаконное было постановление и по нему зачисляются незаконные какие-то платы, то тогда, безусловно, люди могут претендовать на перерасчет, но я таких документов не видел.

Все материалы на тему высоких тарифов на отопление в Башкирии мы собрали в сюжет.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем