Город Маленький, но гордый бизнес истории «Когда это не бизнес, а хобби, ты не устаешь»: история самого модного шоурума в Уфе

«Когда это не бизнес, а хобби, ты не устаешь»: история самого модного шоурума в Уфе

Светлана и Артур Утяшевы открыли крупную сеть магазинов женской одежды по всей Башкирии

Утяшевы создали сеть модных шоурумов в Башкирии с нуля

В эпоху коронавируса едва ли остались сферы жизни, в которые пандемия не внесла свои коррективы. В нашей рубрике «Маленький, но гордый бизнес» мы рассказываем о тех, кто всем невзгодам назло продолжает работать и вести свое дело, — о талантливых уфимских предпринимателях. В прошлом материале мы рассказывали о Сание Тимасовой, которая основала модельное агентство «Статус». Еще больше публикаций мы собрали для вас в одном сюжете.

Сегодня наши герои — Светлана и Артур Утяшевы. Они открыли по всей Башкирии сеть шоурумов женской одежды Svitshop. А началось все с десяти квадратных метров.

Видео: Елена Жилинская

Как все началось


Светлана и Артур трудились в нефтяной компании и жили, как многие офисные клерки: на работу к 9 утра, с работы — в 6 вечера. Поворотный момент наступил, когда Светлана вышла во второй декрет, ей очень захотелось наряжать своих детей и покупать им не только красивую, но и качественную одежду. А магазинов в Уфе на тот момент не было — на дворе был 2011 год, и детские отделы Zara и H&M были только на экранах зарубежных сериалов. Света нашла выход — корейский online-гипермаркет Gmarket. Сначала заказывала вещи у посредников и была в восторге от качества тканей и уровня выполнения работ. А потом сама стала посредником. Создала страницу «ВКонтакте», куда сразу же подписались большое количество людей. Света поставила небольшой организационный взнос — 15% от стоимости вещи, и заказы полились рекой.

— У некоторых людей осталось предубеждение о том, что китайские вещи — некачественные. Оно идет еще с 90-х годов. Но это не так. На самом деле 20 лет назад эти вещи шили не в Китае, а на Черкизовском рынке, и люди думали, что вещи с косыми строчками приходят из Китая, — говорит Света. — На самом деле китайские фабричные вещи очень хорошего качества, в носке они прослужат долгие годы. Прошло уже почти 10 лет, и до сих пор эти вещи живы, в них выросли три поколения детей.

Заказов становилось все больше, уже приходили не простые посылки, а целые тюки весом по 100 килограммов. Даже соседи были в шоке от такого объема и ворчали на Утяшевых. Супруги заносили все это домой и отсортировывали. Позже Света наняла себе помощницу, которая раздавала заказы пакетами. За один такой пакет ей платили 10 рублей.

Магазин размером с кухню


А потом декрет закончился, и пришлось выходить на работу. И тогда у Утяшевых созрела новая идея — они решили открыть свой первый магазинчик. Случилось это пять лет назад. На аренду помещения пустили накопленные с онлайн-заказов организационные сборы и сняли закуток в 10 квадратных метров на складе магазина 69 den. Чтобы понять, насколько была мала дебютная торговая точка ребят, представьте кухню в типовой панельной девятиэтажке и мысленно добавьте к ней ванную комнату.

Времени даром Света с Артуром решили не терять — об открытии объявили прямо в первый же день аренды. Очередь в первый магазин Утяшевых стояла даже на улице.

— Открытие магазина наметили в 12 часов. В 12:05 я захожу с коробкой. А тут уже стоят люди, почему-то я тогда не подумал, что нужно все развесить. Я поставил коробку на пол, и покупатели стали брать вещи прямо из нее. Остальным приходилось чуть ли не кидать их прямо в руки — одновременно в магазине могли находиться лишь я, продавец и три покупателя. Они ютились и мерили покупки кто во что горазд, — говорит Артур.

— За три дня у нас окупилась аренда, оборудование и зарплата продавца, — говорит Артур.

Идем на расширение


Скоро Утяшевы поняли, что в маленький магазинчик они уже не помещаются, и открыли еще несколько точек. Одна из самых крупных появилась на проспекте Октября, недалеко от остановки «Округ Галле». Тогда в Уфе было всего три-четыре шоурума, и отбоя от покупателей не было. Но постепенно люди поняли что к чему, и стала расцветать конкуренция.

— Мы встали там первые, до нас не было ни одного магазина. И в один момент там открылось около семи-восьми магазинов. Многие подстраивались специально под нас, чтобы сесть на наш трафик. Но я очень благодарна, что они там появились, — они заставляли нас двигаться вперед, — говорит Света.

Конкуренция потребовала выбраться за пределы Уфы — ребята открыли точки в Стерлитамаке, Нефтекамске и других городах. Утяшевы признаются, что было боязно. Но проработав все свои страхи с психологами, взвесив риски и вложившись в раскрутку, они открылись. Теперь один магазин Утяшевых делает более миллиона рублей выручки в месяц.

Важный урок


Сейчас в Svitshope работает мерчендайзер, которая помогает Свете и Артуру правильно развешивать вещи, комплектовать их и красиво упаковывать. Но несколько лет назад все было не так. Одну из точек Утяшевы решили открыть в Черниковке. Но совершили все ошибки, которые только могли произойти. Они не повесили вывеску, взяли продавцом пенсионерку и стали отправлять туда не самые удачные вещи. Скоро магазин закрылся. А Света с Артуром извлекли очень важный урок — всегда учиться и делать все хорошо.

Утяшевы удачно дополняют друг друга. Света — осторожная и делает всегда то, в чем уверена. Она отвечает за покупку и выбор моделей. Артур — рисковый мужчина, и когда они начинают что-то новое, то получается баланс.

А еще ребята не привыкли стоять на месте, и когда Уфу заполонили всевозможные шоурумы с одинаковой одеждой, они решили, что нужно делать что-то новое. Тогда ребята отправились в Китай и стали сами заказывать одежду под свои модели и рынки.

ОБЭП и прокуратуру вызывали?


Однажды Утяшевы решили заниматься кроссовками — модными брендами. В основном это были мужские коллекции. Открыли отдельный магазин и стали заказывать в Китае реплики, но фабричного качества. Если замша — натуральная, если кожа — высокого качества. Дело пошло и стало приносить прибыль.

Но вместе с покупателями в дверях магазина часто стали появляться люди в форме. По очереди друг друга сменяли полиция, ОБЭП, прокуратура, Роспотребнадзор и сотрудники других проверяющих органов.

— Я перестал спать, есть, я начал пить, такое состояние у меня было недели три. Это было очень-очень большим стрессом. Сейчас я доволен, что так произошло. Это закалило меня. Помню, меня выдергивали с тренингов, а там нужно было сдать телефоны, до меня кое-как дозвонились продавцы. Я помчался в магазин и зашел, улыбаясь. У меня спрашивает сотрудник прокуратуры, дескать, в чем причина моей улыбки. Я ответил: «Мы можем сделать так, чтобы вы ушли и ничего этого не было бы?» Они ответили, что нет. Тогда я сказал: «Ну что теперь, плакать, что ли?» — говорит Артур.

Ребята выяснили, что в мужском сегменте покупателям нужны только вещи с фирменными нашивками — «Адидас», «Рибок», «Найк». Ребята пробовали привозить такие же, но без нашивок, но их никто не покупал.

Тогда ребятам даже грозил тюремный срок — порядка восьми лет лишения свободы. В итоге Утяшевы рассудили: прибыль прибылью, но спокойствие дороже. Они закрыли магазин и теперь работают официально — на всю продукцию есть сертификаты качества.

Замечательный Китай и опасный коронавирус


Перед выездом в Поднебесную Света проходит обучение у самого мощного байера Уфы. Ей объясняют тренды, подсказывают, какие вещи стоит брать, а какие нет, консультируют по тканям. И только вооружившись этими знаниями, Утяшевы едут покорять Китай.

— Почему мы раньше не ездили в Китай? Туда с одним магазином не поедешь. Там нужны большие объемы — одного цвета нужно закупить как минимум 100 штук. Одну-две вещи там не возьмешь, — говорит Света.

Еще до пандемии коронавируса в Китае у Светы екнуло — надо заказывать весенние вещи в декабре. Ее все стали отговаривать, но она была непреклонна.

— Январь-февраль мертвые месяцы, продаж вообще нет, а я говорю: «Поехали, купим на февраль, на раннюю весну», так мы поехали и не прогадали, потому что в феврале-марте границы закрыли, а товар у нас уже был, — говорит Света.

Утяшевы ходили в Поднебесной по разным фабрикам, искали новых изготовителей. И договорились с одной из них, что они будут отшивать футболки. Причем в Китае делают все быстро — за час были готовы уже три футболки. А в оставшееся время еще и костюм. Потом ребята поехали на рынок тканей, выбрали там тот материал, из которого будут шить вещи. Как рассказала Светлана, ее потрясла работоспособность китайцев: до обеда они трудятся на фабрике, после уходят на вторую и третью работу. Спят они по 6 часов, отдыхают только на Новый год. Выходных как таковых у них нет — они могут отдохнуть всего 1–2 раза в год. Все остальное время они работают.

Своему переводчику из Китая Утяшевы оставили полтора миллиона рублей — работают с ним давно, потому и доверили оплатить покупки и отправить их в Россию.

И тут в Китае начался COVID.

— Я ему каждый день писала и спрашивала, как он себя чувствует. А он нам каждый день отправлял отчет. Мы очень боялись, что он умрет от коронавируса, — говорит Света.

А волновалась Светлана не зря: все фабрики в Поднебесной закрыли, стали умирать люди. Света поняла, что творится что-то неладное, и три дня без сна заказывала вещи на лето. Кое-какие фабрики на тот момент еще работали, и даже доставка успела отправить Светлане все заказанное. Но товар успел дойти только до Казахстана. Дальше все границы закрыли.

Но зато, когда груз дошел до Уфы, Svitshop стал единственным магазином, где оказались наряды актуального сезона. Остальные шоурумы были вынуждены простаивать в ожидании.

— Мы поняли, что в кризис будут продаваться только базовые вещи — джинсы, футболки и обычные платья. Джинсы я успела заказать в Бишкеке, очень большую партию. Мы ее полностью распродали, когда занимались доставкой одежды в самоизоляции. Там же заказали базовые футболки. Я говорю швее: «Мне нужна футболка, рукава с заворотами, здесь так, тут по-другому». Они мне отшивает пробную, созваниваемся по видеосвязи, и она показывает, я говорю, что исправить, — говорит Света.

А когда в Башкирии ввели режим самоизоляции, то Артур со Светой сами сели за руль и стали заниматься доставкой продукции. Но, несмотря на все старания, все же бизнес Утяшевых понес убытки — предприниматели теряли по несколько миллионов рублей в месяц. Но они не унывают и знают, что заработают в разы больше.

Секрет успеха


Утяшевы постоянно развиваются и вкладываются в свое обучение. Артур рассказывает, что он выходит с одного тренинга и идет на второй. Часто Света и Артур ездят на тренинги вместе. Чтобы быть мастерами в своем деле, Света даже начала учить китайский язык. Сейчас она может на нем спокойно изъясняться.

— Бросить все у нас не было желания ни разу. Когда это не бизнес, а твое хобби, ты не устаешь. Это про нас, мы находимся на своем месте. Мы в Китае встаем в семь утра, домой приходим в 11 вечера, в день нахаживаем по 20–25 километров, но мы любим свое дело. Оно приносит нам доход и удовлетворение, — резюмируют ребята.

И еще одно важное условие — нужно вкладываться в развитие своего бренда. Ребята стали одним из самых первых бизнесов, который появился в «Инстаграме». И ни разу об этом не пожалели. Они рассказали, что на заре зарождения этой социальной сети платили 2,5 тысячи рублей мальчику, который приводил живых подписчиков. Теперь они лидеры. Во всей сфере уфимской легкой промышленности.

Если вы предприниматель и хотите рассказать, как в пандемию коронавируса вам удалось поддержать ваш бизнес на плаву, ждем ваши сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы в соцсетях «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp по номеру +7 987 101–84–78.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем