1 января в России вступил в силу закон «Об ответственном обращении с животными». С момента внесения данного законопроекта в Госдуму до его окончательного принятия прошло 8 лет — за это время зоозащитники и активисты неоднократно устраивали митинги и требовали ускорить этот процесс. Статья 15 этого закона отдельно предусматривает порядок содержания животных в заведениях, которые ранее назывались «контактными зоопарками». По сути, этот пункт запрещает их существование, но… не совсем. В том, что теперь будет с контактными зоопарками и почему надзорные ведомства все еще не начали масштабные проверки, разбирались корреспонденты UFA1.RU.
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
В четвертом пункте статьи 15 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ сказано: «Осуществление деятельности, предусматривающей использование животных в культурно-зрелищных целях, основной целью которой является предоставление зрителям или посетителям физического контакта с животными, не допускается».
Однако уже в следующем пункте уточняется, что такой контакт допустим при условии «наличия в местах проведения недоступной для людей зоны с укрытиями, куда животным должен быть обеспечен постоянный беспрепятственный доступ». Также в законе сказано, что у предпринимателей, осуществляющих такую деятельность, должна иметься лицензия.
Корреспонденты UFA1.RU провели рейд по нескольким экс-контактным зоопаркам Уфы, чтобы проверить, соблюдены ли там эти условия.
Первым пунктом рейда стал зоопарк «Лапушки», расположенный на третьем этаже ТЦ «Экватор». Встретившая корреспондентов на входе сотрудница проявила чудеса бдительности: с порога встала в стойку, заявив, что у журналистов нет права вести с ней разговор и общаться с ними она не намерена.
— Нам сказали с вами не разговаривать, руководство так сказало, — безапелляционно заявила она.
Разговорить женщину удалось после непродолжительных уговоров. Выяснилось, что она работает в зоопарке недавно и толком не в курсе, как вообще обстоят дела.
— Я тут с 12 декабря, мало чем могу вам помочь, — призналась она. — Чтобы кто-то прибегал и что-то менял, я не заметила. Наоборот, все интересуются и сожалеют, что есть такой закон.
Вскоре поговорить с корреспондентами UFA1.RU приехал Андрей Коршенков, управляющий зоопарками «Лапушки» (в Уфе есть два филиала этой сети). Он гнева своей сотрудницы не разделил и признался — появлению нового закона очень рад.
— Как писал Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили», — сказал он. — Я так понимаю, закон направлен в первую очередь на то, чтобы бороться с бездушными людьми. А то, что касается заведений, как то: зоопарки, всевозможные выставки, то это всегда правильно, когда государство регламентирует свое отношение.
Он отметил, что ждет нормативные акты, которые будут написаны к этому закону. По словам Коршенкова, зоопарк готов к любым переменам.
— Мы — законопослушные люди, изучаем новый закон несколько месяцев, — объяснил он. — Все, что по этому закону положено сделать, мы уже начали претворять в жизнь. У нас все животные чипированы, все обитают в своих вольерах, у каждого есть укрытие. Если потребуется построить для зоопарка отдельное здание, мы это сделаем.
По мнению Коршенкова, новые ограничения не испортят впечатления посетителей от посещения зоопарка. Он считает, что взаимодействовать с животными можно и без нарушения их личного пространства.
— Когда люди приходят в зоопарк, они хотят общения с животными, это не обязательно контакт, не обязательно там какого-нибудь зайчонка вывозить в школу, чтобы первоклассники, которым не объяснили, как с ним себя вести, его загладили до смерти, — сказал он. — Контакт — это покормить, посмотреть. Некоторых животных, например кошек, можно и погладить.
«При мне дети катались там на черепахе»
Коршенков объяснил: страшные истории о замученных в контактных зоопарках животных чаще всего начинаются с того, что родители не объясняют своим детям, как вести себя со зверятами.
— У нас такое бывает очень редко, — сообщил он. — Обычно у нас постоянные посетители. Дома ведь не все готовы заводить животных, тем более что за многими нужен специфический уход. А здесь они могут провести время с ними, пообщаться.
По словам управляющего зоопарками «Лапушки», реорганизация помещения, обустройство вольеров и укрытий влетело предприятию в копеечку. Однако они не боятся расходов и обещают следовать букве закона.
Похожие вещи говорит и представитель зоопарка «Обнимашки» на Гостином дворе. Администратор заведения Николай Меркулов утверждает, что они уже привели все условия в соответствие с требованиями закона.
— Мы больше не разрешаем клиентам трогать животных, то есть в вольер мы заходим с ними, под наблюдением администратора они могут кормить животных, — объяснил он. — У многих питомцев уже есть укрытие, чтобы они могли спрятаться. Ну и в целом мы учитываем все эти нюансы.
Как и Коршенков, Меркулов приветствует появление такого закона. При этом он не заметил, чтобы нововведения как-то повлияли на самих животных.
— Не могу сказать, что их состояние стало лучше или хуже, — рассказал он. — Даже если взять тех же самых енотов — они как делали все, что захотят, так и делают. И остальные животные так же. Ну в конечном итоге, я думаю, да, конечно, всем так будет лучше.
Котокафе «Котейня» на проспекте Октября, по заверению его сотрудницы Маргариты, не попадает под определение зоопарка, однако и у них соблюдены нормы закона — у питомцев есть убежище, за ними ухаживают, стерилизуют, кормят.
— Мы подбираем кошек на улице, приводим в порядок, содержим здесь, у каждого есть куратор, который сопровождает его до момента передачи в семью, — объяснила она. — Мы стараемся не держать одновременно больше двадцати кошек, сейчас у нас их 21.
Маргарита объяснила, что взаимодействие клиентов с животными происходит под контролем сотрудников кафе, в обиду кошек не дают.
— Мы очень приветствуем новый закон, потому что я сама была свидетелем жестокого обращения с животными в контактном зоопарке, — сказала она. — При мне дети катались там на черепахе. Это ужас.
За все время работы кафе нашли своих хозяев 122 кошки. Куратор каждой из них убедился в том, что животное попало в хорошие руки.
— Они проверяют, есть ли маленькие дети, своя квартира или съемная, — объяснила Маргарита. — У каждого куратора свои какие-то вопросы.
«Конечно, все будет — и проверки, и выдача лицензий»
Представители всех зоопарков, которые посетили корреспонденты UFA1.RU, в один голос заявили, что полностью готовы к получению лицензии. Правда, пока им ее не выдают. Как выяснилось, разрешительные документы будет выдавать республиканский Россельхознадзор. На вопрос корреспондента о том, когда это произойдет, в ведомстве сообщили, что сами еще не в курсе.
— Мы работаем только несколько дней после праздников, у нас все связано с Москвой, а от них распоряжений еще не поступало, — объяснили в Россельхознадзоре. — Конечно, все будет — и проверки, и выдача лицензий, только чуть попозже.
Тем временем 4 пункт 27 статьи закона гласит, что осуществлять деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах без лицензии запрещено... с 1 января 2020 года.
— После 1 января 2020 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается, — сказано в нем.
Как решить это противоречие, корреспонденту UFA1.RU в Россельхознадзоре не объяснили.
Мнение эксперта: «Животные должны обитать в естественной среде»
Уфимский ветеринар Ансар Шарипов, который бесплатно лечит бездомных животных, поделился своим мнением о том, насколько эффективны предпринятые в сфере защиты животных законы и нужны ли Уфе такие зоопарки вообще.
— Конечно, животные должны обитать в естественной среде или максимально приближенной к ней, — сказал он. — То есть контактные зоопарки должны создаваться по типу африканских, где люди сидят в клетке в автомобиле, ездят и наблюдают за животными. Вот это будет честно.
При этом он отметил, что большинство животных в таких зоопарках выросли в неволе и уже не адаптируются к естественной среде. Шарипов прокомментировал закон, регламентирующий правила их содержания.
— Закон еще не доработан, — сказал он. — Контактные зоопарки есть? Есть. Закон вышел? Вышел. А куда девать животных, разъяснений нет. Его стоит доработать, конечно. Но то, что для животных теперь будут делать укрытия, — это хорошо. Те же морские свинки — их трогают, гладят, а они хрюкают — то ли от удовольствия, то ли от страха. Мы же не знаем, что они чувствуют, тут должен зоопсихолог разбираться.
Год назад мы рассказывали о том, что владельцы контактных зоопарков и зоозащитники ожидают от нового закона. Теперь со вступлением его в силу дополнительные сложности могут появиться и у уфимского дельфинария, который оказался в центре скандала еще до своего появления. Впрочем, судя по последним правкам в проекте строительства, это будет и не дельфинарий вовсе, а «научный экоцентр образования и абилитации», где дельфины вместо развлечений будут использованы как способ лечения. Пока неизвестно, попадает ли такое учреждение под рамки применимости нового закона, зато точно понятно уже сейчас — эффективность дельфинотерапии Минздравом не доказана.
Если вы знаете о зоопарках, действующих с нарушениями закона, присылайте свои сообщения на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», в WhatsApp по номеру +7 987 101–84–78.