Трагедия в Екатеринбурге, где отец-сектант убил собственного сына, а потом сбежал от полиции в Уфу, интерпретируется общественниками и некоторыми СМИ неправильно. По крайней мере, так считает уфимский религиовед Вадим Розенфельд. По мнению специалиста, подобных сект по России кочует великое множество, а что с ними делать, государство до сих пор не решило. Своим мнением на этот счет Вадим Розенфельд поделился с UFA1.RU.
И снова в теме сектанты-изуверы. Откуда среди полной и окончательной победы скреп и духовности? И все, как обычно, в шоке — почти искреннем. Ведь не было же у нас мальчика, избитого в Ишимбае в кришнаитской молельне, не было «радостейки» Элины Сомовой и ее двух детей, не убивала в Воронеже супружеская пара свою дочь в припадке экзорцизма, не заморили родители анастасийцы-кедрозвоны из Нижнего новорожденного ребенка голодом. А в Башкирии не рожают в родовых поместьях «естественными родами» в бане, с младенчества сажая детей на жесткое веганство и запрещая медицинское вмешательство. Все это новости для нас, не так ли?
Одним словом, никогда такого не было и вот опять… Поскольку официальной информации, как обычно, практически нет, мы домысливаем, додумываем, интерпретируем и комментируем — в нужном, само собой, ключе.
Свежи еще в памяти медиабаталии вокруг историка Соколова — тема, на которой не оттоптался только ленивый. Злополучного доцента каток политических дебатов вкатал в асфальт ниже уровня моря, это притом что подлинными мотивами, по сути, мало кто интересовался.
Нечто подобное уже начинает происходить и здесь, «сектантский след» активно роют на все стороны света, забыв, кажется, о сути трагедии.
Отстрелялись уже «православные сектоведы». По их мнению, Земфира Гайнуллина связана с пятидесятниками (тут — старая «любовь»), но убедительных доводов не привели. «Правильные» СМИ наскоро отождествили группу Гайнуллиной с американской религиозной сектой «Церковь Христа» (вот он, главный след, ату его!). Отец несчастного мальчика (предполагаемый убийца) якобы имеет гражданство ФРГ (еще один след туда!). Сама Гайнуллина уже именуется «главой башкирской (?) секты», зомбирующей людей десятками, разводящей на тысячи евро и квартиры. Жестокое обращение с детьми было якобы едва ли не основой ее учения. И чем меньше информации, тем больше домыслов и «теорий», сворачивающих на протоптанную «идеологическую правильную» дорожку.
Но если взглянуть объективно:
— У нас нет фактов связи «группы Гайнуллиной» с какой-либо крупной сектой.
— У нас нет доказательств сейчас, что в этой группе за основу были положены физические наказания либо экзорцизм.
— У нас нет доказательств, что Гайнуллина распорядилась, — убей!
— Больше того, нет прямых доказательств, что убийство в принципе было совершено по религиозным мотивам, — один из вариантов следствия ставит мотив более прозаический — «личная неприязнь».
И если по-взрослому, ясность внесет расследование, экспертиза, и точку поставит суд. А пока мы можем предполагать, анализировать имеющиеся факты. Они у нас есть, причем от первого лица. Земфира Гайнуллина была активным пользователем соцсетей. Анализ ее записей рисует картину куда более печальную, чем бурные идеологические фантазии.
Перечислим и отметим негативные моменты.
— Гайнуллина, она же Фамарь, действительно была лидером религиозной группы (можно будет назвать ее и сектой), это очевидно. Но группы, судя по всему, совершенно автономной, малочисленной, не входящей ни в какие церкви и конгрегации. Можно назвать ее внеденоминационной. Группа эта в составе как минимум 11–12 человек за последние 1,5–2 года «дала гастроль» едва ли не в 50 городах России и Белоруссии. Думаю, нам будет интересно увидеть в списке городов Уфу, Сибай, Белорецк, Мелеуз, Салават, Октябрьск, Стерлитамак, Башкирия охвачена ОЧЕНЬ активно. Какова была цель гастролей? Безусловно, проповедь. В первую очередь! Обратил на это кто-либо внимание? И мы уже готовы сказать: «Нет! Прозевали!». Да, в том-то и дело, что обращали и не раз! Проповедь секты, судя по записям, была публичной, и не заметить ее было невозможно. Цитируем саму Гайнуллину: «Много раз нас задерживала полиция, но никто не мог нам причинить вред. Несколько раз нас забирали, угрожали и потом отпускали… И в полиции по воле Бога благовествовали» (Twitter).
Может, кому и видится растроганный полицейский, со слезами благословляющий пророчицу в дорогу, но в реальности, скорее всего, сектантов ошарашенно выпроваживали «с глаз долой» по принципу «пусть что хотят делают, только не на нашей территории». Ни учета, ни описания, и я уж молчу о возбуждении административного дела. (А ведь здесь голимая ч. 4 ст. 5.26 КоАП РФ — нарушение порядка осуществления миссионерской деятельности). Упрекнуть легко, но можно и посочувствовать, — у среднего и низшего полицейского звена представление о религиозной безопасности смутные абсолютно, они просто не знают, что с этим делать. Сколько таких групп-бомб шарахается сейчас по российским (и башкирским) просторам? Десятки, это в лучшем случае.
Сама Гайнуллина, отец мальчика и, судя по всему, другие члены группы находятся в состоянии, близком к невменяемому, что можно назвать религиозным помешательством. Это понятно из видео задержания обвиняемого и особенно из записей самой Фамарь — Земфиры в Twitter. Записи ее — бессвязный набор: обрывки цитат, чьих-то мыслей, своих рассуждений, чудовищно неграмотных и косноязычных. Виден полный разрыв с реальностью, выход из социальной среды, существование в иллюзорном, придуманном мире. В этом состоянии Гайнуллина и ее адепты пребывают как минимум с 2016 года. Она активно проповедует, только на YouTube выложено не менее двух сотен видео. Фамарь достаточно известна — ее цитируют в соцсетях, в частности, в сообществе, в котором состоит уфимская дама-сектовед православной ориентации. Никакой реакции. Никакого контроля. Никто не обращает внимания.
Еще один важный момент. Продавщица из Нового Уренгоя, мать троих детей, в возрасте за 40 вдруг форматируется в пророчицу, лидера религиозной группы, не странность ли это, из ряда вон выходящая?
В том-то и дело, что нет. Не странность, а, скорее, закономерность. Информационное пространство сейчас НАБИТО всевозможными онлайн (и не онлайн) курсами, школами, интенсивами, тренингами, семинарами на убойно-религиозную тематику. «Как стать христианином», «Как стать мусульманином», «Как стать кришнаитом» и до бесконечности. На человека ежеминутно обрушивается лавина религиозной пропаганды без малейшего соблюдения психических, этических, образовательных норм. Все это несет крайние риски для человеческой психики. Какого-либо контроля, противостояния, контрмер не проводится. Под контрмерами я подразумеваю не ограничение интернета, но элементарный религиоведческий минимум, который давно пора дать педагогам, чиновникам, полицейским обязательно.
Вместо этого маховик модно-религиозного поветрия раскручивается все сильнее. Открываются всевозможные теологические кафедры, курсы, причем, что ужаснее всего, при светских вузах. Кто-нибудь проверяет людей, которых туда набирают? На простую адекватность хотя бы? Нет. Для организаторов главное — вопрос количества. Чем они будут заниматься после окончания? Работы для теологов в России нет. Им об этом не говорят. Как по-вашему, чем будет заниматься человек, которому накачали голову религиозными знаниями и дали еще и диплом? Я скажу. Он будет проповедовать. Где попало и как попало. Сколько растет будущих Фамарей — страшно себе представить. Думают ли об этом в ректоратах и Минобразе? Нет. Теология сейчас в тренде. А трагедия в Екатеринбурге — это разовый треш, «злобные сектанты», агенты мирового террора. Так проще. И противодействие проще.
«Православные активисты» уже отписались:
— И я, да и ты, товарищ мой, перебил бы всех, превысив уровень допустимой обороны. Так что бегите «Ученики Христа». За вам пришли и православные, и атеисты, и агностики. И все мы злы. Никакого милосердия к подонкам.
По мне, так это две стороны одной медали. Без обид.
Согласны с автором?
Если вы знаете о деятельности секты «Ученики Христа» и о ее адептах, расскажите нам. Ждем ваши сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp по номеру +7 987 101–84–78.