Город мнение «ЖЭК-арт, возведенный на пьедестал»: честная колонка об облике города и «упоротой» кунице

«ЖЭК-арт, возведенный на пьедестал»: честная колонка об облике города и «упоротой» кунице

Искусствовед рассуждает о художественной ценности «галереи уродцев» на улицах Уфы

Зверушка, призванная символизировать символ города — куницу, обитает на лавочке на улице Ленина 

Искусствовед Кристина Абрамичева высказалась о новом объекте стрит-арта, который установили на улице Ленина возле государственного концертного зала «Башкортостан».

На днях в фейсбуке главы Кировского района Илвира Нурдавлятова появилось благостное сообщение:

— Сегодня перед концертным залом «Башкортостан» поселилась куница — символ нашего города. Идея создания именно куницы приурочена к юбилейной дате образования Республики Башкортостан. Симпатичная скульптура куницы украшает скамейку возле ГКЗ «Башкортостан». Это наш небольшой эксперимент по размещению арт-объектов на территории нашего района. Если эксперимент будет удачным, куница приживется на новом месте и не станет жертвой вандалов, то мы планируем продолжить эту идею по размещению в нашем районе, в парках, скверах и не только новых арт-объектов.

Во всех ты, душечка, нарядах хороша. Или все-таки нет?

Но еще до этого сообщения уфимцы заметили появление этого экспериментального персонажа, которого тут же метко окрестили «упоротой куницей». Что же им так не понравилось?

Уфимцы окрестили экспериментальный персонаж «упоротой куницей». А вы видите сходство?

То, что у наших чиновников отсутствует вкус, мы догадывались давно: стоит посмотреть на галерею уродцев характерного коричневого цвета, которые в качестве «игровой» уличной скульптуры последние года два пытаются затесаться среди живых людей.

Целый зоопарк сопровождает нас и вдоль проспекта Октября (глава этого района предпочитает анималистику) — лошади, медведи, те же самые куницы отвратительного качества и низкопробного исполнения. Дешевые материалы, сомнительная цветовая гамма, нарушенные пропорции фигур, одинаковые выражения лиц — всё это выдает откровенную халтуру, штамповку, которой далеко до парковой советской скульптуры — пусть и создавалась она по единым образцам, но хотя бы качественно!

Особая концентрация «говно-монстров» (еще одно удачное название) — в парке Якутова, правда, там они, как привидения, белого цвета с пустыми глазницами и жутким выражением лица.

Всему этому убожеству давно придумали название: «ЖЭК-арт», то есть творчество не профессиональных художников, а работников ЖЭУ или неуемных жителей, которые разрисовывают стены подъездов, вырезают из старых шин лебедей и украшают мягкими игрушками и поделками из пластиковых баллонов детские площадки.

Только у нас этот жанр — в общегородском масштабе, хотя отнюдь не все эти поделки созданы безымянными народными умельцами. У многих работ авторство как раз известно — это скульптор Халит Галиуллин, который ранее создавал вполне неплохие работы: дворника у ТРК «Мир», геодезиста и землемера у зданий Россреестра, домик куницы перед Гостиным двором (ныне он у ворот парка Якутова). Но после того, как повалили заказы, скульптор откровенно начал гнать халтуру, привлекая к ней подельщиков, о чем Галиуллин откровенно пишет в интервью:

— Согласен, лица получились однотипные: одинаковость пошла от парня, который нам помогает лепить фигурки. Он делал от души, не нахалтурил, но, как ни старался, лица получались одинаковые. Я просил его немного изменять губы, разрез глаз, форму носа, но не получается у него почему-то! Мы тоже во многом ограничены, иногда пытаемся доработать, отшлифовать, поиграть цветом, чтобы фигуры обрели индивидуальную законченность, но заказчик подгоняет. Бывало, еще «горячую» скульптуру вывозили из мастерской. Машина приезжает: готово? Готово, но надо просохнуть. Нет, давайте — грузите, повезли.

Даже сам автор скульптуры признает, что его произведения получаются довольно однотипными 

Кстати, а кто же этот нетерпеливый заказчик, спросите вы? А заказчик — город, управление дизайна и рекламы, отвечает в том же интервью скульптор. То есть за наши же с вами налоги мы получаем подобную халтуру, и это отнюдь не прихоть отдельно взятого главы, а государственный заказ, на который, во-первых, по закону должен быть объявлен тендер, а во-вторых, уличные объекты должны проходить какой-то художественный совет. Если в управлении дизайна и рекламы по каким-то причинам нет профессиональных художников, искусствоведов (что тоже странно), то всегда можно привлечь к этому экспертов из Союза художников!

Аргумент, который часто приходится слышать в таких случаях: «А вот людям нравится, они с ними фотографируются». К сожалению, это вовсе не аргумент, потому что большинство этих «простых» людей, из которых вышли и наши чиновники, не видели в жизни достойных художественных образцов, и их вкус, к сожалению, воспитывался на дворовых «шинных лебедях» и шедеврах аэрографии.

Но город — это не подъезд, не двор и не дача (хотя и в них хотелось бы эстетики), а общее достояние, наше лицо, которое видят туристы и те, чей уровень немного выше обывательского. Поэтому такая куница в самом центре, в своей застывшей позе и правда удивительно похожая на известный мем упоротой лисы, вызывает у сознательной части горожан лишь недоумение и боль. Большая, непропорционально уродливая игрушка из какого-то пластика — похоже, именно она станет последней каплей в деле художественного беспредела нашей столицы, претендующей на туристическую привлекательность.

— Многих пользователей соцсетей смутило, что куница выглядит совсем «безжизненной», что не совсем соотносится с символом развивающейся столицы региона, — пишет одно из интернет-изданий.

А вот тут я бы поспорила — как раз застывшие раз и навсегда представления об эстетике свойственны столице нашей республики, в которую никакие новые веяния словно не проникают! Ведь даже из живого искусства стрит-арта мы умудряемся создать мертвенные монументальные изображения героев размером с дом…

Пару лет назад молодой актуальный художник Айдар Бекчинтаев создал арт-объект — взял шинного лебедя, временно позаимствованного в каком-то дворе, покрыл его золотой краской и установил на пустующий постамент вместо перенесенного бюста Пушкина. Я вижу в этом акте страшный символ нашего будущего — ЖЭК-арт, возведенный на пьедестал, словно памятник безвкусице, пошлости и произвола.

А это тот самый лебедь из позолоченных покрышек

Согласны с автором?

Да
Нет
Если вы хотите поделиться новостями про новый арт-объект, присылайте сообщения, фотографии и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp по номеру +7 987 101–84–78.
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем