В минувший вторник, 6 августа, в Гостином дворе проходил республиканский конкурс среди изготовителей сувенирной продукции. Среди товаров присутствовал и стенд с логотипом туристического бренда Terra Bashkiria, рядом с которым находились две девушки в нижнем белье, на котором также присутствовал вышеупомянутый логотип. Подобное размещение символа туристического бренда вызвало негодование жителей города в социальных сетях. Расставить всё по своим местам решил Артур Идельбаев, который по совместительству является главой по развитию туризма в Башкирии.
Если это — тупо, но работает, значит, это не тупо?
Речь, конечно же, об акции с участием девушек в купальниках с эмблемой «Терра Башкирия». Ни один приличный республиканский сайт не прошел мимо. А в соцсетях даже появился мем «Один фейсбучанин не написал про купальники с Terra Bashkiria и умер».
Ожидаемо, осуждающих постов и комментариев тоже было немало. Радует, что только незначительно малая часть из них носила характер откровенно клерикальный или была в защиту морали.
Большая часть критикующих старалась, наоборот, подчеркнуть «я не ханжа» или «вообще-то полуобнаженные девушки мне нравятся» и т. д. Лично мне это нравится. Потому что чем общество свободнее от предрассудков, тем оно здоровее.
Вообще было интересно проанализировать характер реакций на промоакцию. Мне кажется, что можно даже попытаться их как-то классифицировать:
Львиную долю высказывающих критику составляют те, кто высказал мнение, что этот вид промо: «дешевый», «устаревший», «некреативный», «убогий», «колхозный», «как в 90-е» и т. д.
Еще одна часть просто высказывала негативные эмоции, к сожалению, не расшифровывая их: «позорище», «днище» и т. д. Вполне возможно, что как раз часть авторов именно этих комментов относится к поборникам морали. Часть, видимо, также является специалистами новаторских методов продвижения и выразила свое «фи» устаревшим приемам.
А вот были еще эстеты. Эти, в принципе, не против девушек в купальниках, но советуют делать это красивее.
Традиционалисты. Они предлагали маечки, футболки и купальники с эмблемой «Терра Башкирия» продвигать, надев башкирские национальные наряды.
Были высказывания, что девушки в купальниках в торговом центре, особенно в холодную погоду, смотрелись не в тему — «на пляже они смотрелись бы гармоничней».
Да, кстати, были просто жалеющие девушек: «им же холодно». И таких комментариев было не так мало.
Видел мнения, что, мол, этот логотип размещать на купальниках плохо, потому что... ну, как бы, бренд «Терра Башкирия» — это же святое, и располагать эмблему на нижнем белье — кощунство. Краски сгущались с помощью эпитетов «на гениталиях», а слова «туристический бренд» заменялись на «национальный бренд Башкортостана» и т. д.
Особняком были посты (их несколько) Кристины Абрамичевой, которая узрела в акции «торговлю полуголыми женщинами».
Я, кстати, соглашаюсь со всеми утверждениями. Кроме седьмого и восьмого пунктов. Потому что размещение туристического бренда региона на трусах кощунством не считаю. Ну и, понятно, это не «торговля женщинами». И трусы тоже я гениталиями не считаю. Но к комментариям и постам авторов отношусь с пониманием — это эпатаж, желание эмоционально сильным выражением привлечь внимание читателей. Я сам так иногда делаю. Поэтому всё норм.
А по остальным отзывам — тем более норм. Это промо — действительно «как в 90-е», потому что в 80-е был еще СССР и такое не было возможно. Но в нулевые тоже продолжали делать, как в 90-е. И сейчас продолжают. И я думаю, что еще несколько десятков лет будут продолжать использовать такой прием. С разным бюджетом, разным антуражем, разным уровнем сопутствующей эстетики и т. д., но сам принцип останется.
Почему? Потому что это работает. И реакция уфимского медийного пространства это на днях в очередной раз наглядно доказала. Знаете, это как с журналом «Штерн» в Германии, который имеет желтейшую репутацию. Все его вроде бы ругают, но в то же время все знают, о чем там написано.
Почему? Потому что журнал «Штерн» использует старые, как мир, темы для поддержания себя на плаву, которые можно обозначить тремя «С»: секс, скандалы, слухи.
Этот прием действительно очень древний, набивший оскомину, он не блещет ни эстетикой, ни оригинальностью. К нему полностью подходят эпитеты: дешевый, устаревший, некреативный, убогий, колхозный, «как в 90-е» и т. д. И вообще можно все эти эпитеты объединить в одну емкую фразу — это тупо!
Но, как гласит один из законов Мерфи, «если это — тупо, но работает, значит, это не тупо». И я выражаю огромную признательность всем тем, кто не остался равнодушен к акции и своей реакцией подтвердил этот закон.
И напоследок у меня две просьбы к моему любимому уфимскому фейсбуку:
А можно всем, кто выкладывал в Сеть посты и комментарии про акцию, добавить в них хештег #ТерраБашкирия?
Скоро туристическое сообщество республики будет участвовать в профильных выставках федерального уровня в Москве. А могла бы креативная часть уфимского фейсбука подсказать идею, как сделать так, чтобы вся медийная тусовка Москвы разом заговорила о туристическом бренде «Терра Башкирия» так же, как это было в Уфе в последние три дня, но чтобы это было не «позорно» и не «днищем»? При аналогичном бюджете, разумеется.
Судя по большому количеству экспертных мнений по последней акции, у нас в Уфе специалистов по продвижению много и в идеях и советах недостатка не будет.