В прошлые выходные в Уфе прошел уникальный фестиваль переработки «Еще раз! Recycle Fest». В его рамках эко-активисты могли сдать бумагу, картон и пластик, тем самым подарив отходам вторую жизнь. Также в рамках фестиваля можно было обменять или продать вещи, которые уже не нужны — если использовать их больше одного раза, то можно снизить количество отходов, которые мы производим каждый день в огромных количествах. Поэтому, когда иду в магазин за продуктами, я запасаюсь матерчатыми котомками и сетками-авоськами, чтобы не выкидывать потом одноразовые полиэтиленовые мешки, которыми нас щедро снабжают супермаркеты. Ведь весь мир сейчас стремится к экологически сознательному поведению.
Как же свести до минимума количество лишних пакетов и мешков, которые нам в качестве сервиса ежедневно навязывают торговые точки? Как привить продавцам экологичное поведение? Недавно я провела маленький эксперимент в трех ближайших к моему дому магазинах. И вот что из этого получилось.
1. Не сетевой частный магазин продуктов. В кулинарном отделе каждое готовое блюдо кладут в отдельный мешочек и потом все вместе — в пакетик-майку. Там меня знают в лицо, поэтому хотя бы не предлагают свои «кантарки». А вот в других магазинах удивляются: а почему не хотите? это же бесплатно! Когда я жила в другом районе и покупала продукты в местном магазине, там вообще отказывались выдавать готовые блюда без кантарок, ссылаясь на то, что им запрещает директор. Когда я взбунтовалась и потребовала позвать директора прямо сюда, в отдел кулинарии, чтобы раз и навсегда разобраться с этим вопросом, они сразу сдались и больше к нему мы не возвращались. В новом районе в кулинарном отделе магазина продавцы соглашаются не выдавать мне пакет-майку, но подсунуть им свой чистый мешочек нельзя — они обязаны выдать мне новый из пачки, чтобы потом не было претензий по нестерильности. Пока не знаю, что с этим делать.
В маркетах вообще все время надо быть начеку, потому что кассирша ловким мановением руки тоже может вытащить мешочек и внезапно поместить в него любой продукт, который, по ее мнению, может дать течь. Это тоже не зависит от желания покупателя, а спорить на кассе времени нет, там очередь, поэтому я распаковываю все обратно и просто оставляю мешочек в корзине на выходе.
2. Маленький специализированный магазин по продаже рыбы. Продавщица пытается поместить в мешочек пластиковое ведерко с селедкой и отдельно пластиковую емкость со скумбрией. Отказываюсь от обоих, ведерко несу за ручку, скумбрию спокойно кладу в сумку — и то и другое герметично упаковано, зачем мне еще мешки?!
3. Сетевой зоомагазин. Продавщица пытается положить в мешочек 5 маленьких съедобных палочек для собаки. При отказе у нас возникает такой диалог:
— Спасибо, не нужно, у меня есть сумка.
— Так это же бесплатно!
— А вы в курсе проблем экологии? Вы же любите животных!
— Ой, об экологии пусть Путин думает, он же главный!
А когда я выхожу из магазина на улицу, то вижу, как ветер гоняет по нашему дворовому лесу около десяти никому не нужным пустых пакетов... Гринписовцам удалось заставить несколько крупных сетей отказаться от выдачи бесплатных мешков покупателям — это поможет снизить их дикое количество, которое попадает в окружающую среду. Так что все в наших руках…
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Если вы также борец за экологию, и не хотите просто выбрасывать устаревшие вещи на помойку, прочитайте материал нашего корреспондента, который пытался найти ответ на вопрос: «Как быть с ненужными вещами»?
Если вы хотите поделиться интересной информацией, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 987-101-84-78.