Ufa1 нашел родных младшего сына красноармейца Олега Красавина — депутата Башкирской БАССР, погибшего осенью 1943 года в Витебской области. Виктория Красавина, внучка красноармейца из башкирской столицы, живет в подмосковном городе Королеве. Девушка рассказала историю жизни сына народного избранника из Башкирии и даже хочет передать в музей семейную реликвию — фронтовой треугольник письма Красавина-старшего к родным.
Отца никогда не видел
История началась в мае этого года. Отряд поисковиков совершенно случайно обнаружил значок народного избранника, депутата Башкирской БАССР. Выяснилось, что нагрудный знак принадлежит политруку уфимской роты 1193-го стрелкового полка 170-й стрелковой дивизии Олегу Красавину. В соцсетях попросили откликнуться всех, кому знакомо имя красноармейца.
Первые вести пришли в редакцию Ufa1 из Череповца — откликнулся старший сын красноармейца Валерий Красавин, который оказался известным на всю страну сталеваром.
Своего младшего сына Олег Красавин никогда не видел: он родился, когда красноармеец уже ушел на фронт. Мальчика назвали в честь отца, и в память о нем маленький Олег с детства мечтал стать военным.
— Мне позвонила мама, а ей новость сообщили из Котельнича, куда бабушка с моим отцом и дядей уехали в войну. Она рассказала, что нашли останки дедушки, и добавила: «Почти ничего не знаю, смотри в интернете», — поделилась с Ufa1 Виктория Красавина. — И дядя Валера позвонил. Очень сумбурно говорил от волнения.
«Об армии грезил с детства»
Как рассказала Виктория, мечтал стать офицером и старший сын Красавина Валера, но осуществить мечту смог только младший.
— Он с детства грезил об армии. В 1959 году окончил школу и поступил в Омское высшее общевойсковое командное Краснознаменное военное училище им. Фрунзе по специальности Общевойсковой командир, — рассказала Виктория.
По окончании учебы младший Красавин служил пять лет в ГДР. Потом его перевели на Украину, где он дослужился до заместителя облвоенкома Ровенской области. В звании майор выполнял интернациональный долг в Республике Афганистан. Олега Олеговича Красавина не стало в 2009 году.
Семейная реликвия
Когда началась война, Валерий Красавин ехал на маневры в Белоруссию. На подъезде к Минску их состав расстреляли немецкие самолеты. Когда выходили из окружения, все документы, что были при нем, Валерий закопал. Военный треугольник, в котором красноармеец Красавин подробно рассказал, где закопал бумаги, в семье Виктории берегут как зеницу ока.
— У Красавина Олега Николаевича есть две внучки — Красавина (Пархоменко) Виктория Олеговна и Красавина Татьяна Олеговна; есть два правнука Пархоменко Дмитрий и Красавин Илья, и даже праправнучка Ульяна. Письмо хранится у Татьяны, я видела его когда-то очень давно. Четко помню, хотя читала всего один раз: «Здравствуйте, мои дорогие. Пишу это письмо и не знаю куда. Мы попали в окружение». Он рассказал, что партийный билет, еще что-то зарыл под деревом в какой-то деревне, — вспоминает текст семейной реликвии Виктория. — Я не считаю, что это достояние мое, и готова передать письмо в музей — в память о человеке, который защищал нашу страну.
«Хотелось бы с письмом поработать»
По словам историка научного консультанта отряда «Обелиск» при Стерлитамакском филиале УГНТУ Марата Тикеева, письмо красноармейца Красавина имеет большую историческую ценность.
— Я рад, что моя версия подтвердилась и Красавин имел непосредственное отношение к 170 стрелковой дивизии, ушёл с ней на фронт. Мы восстанавливаем её историю буквально по крупицам, так как у дивизии и ее личного состава оказалась тяжелая военная биография. Одна из задач — восстановление поимённого списка личного состава, ведь они в основном все уроженцы Башкирии. Красавина мы уже можем в него внести. Поэтому любые письма для нас важны, — рассказал Марат Тикеев. — Хотелось бы с ним внимательно поработать. Письмо передам либо в наш местный музей, либо в Уфу. Если же оригинал письма наследнице дорог, делу поможет хотя бы его качественный скан.
Наталья Вязовкина