Инфаркты, инсульты, тяжелейшие травмы позвоночника и головы. Совсем недавно пациенты с такими диагнозами были обречены на страдания и мучительную смерть. Два года назад в уфимской больнице № 21 появилось уникальное отделение, в котором пациентов не просто учат приспосабливаться к новой жизни с недугами, но и в буквальном смысле ставят на ноги.
— Раньше тяжелых больных выписывали из больницы умирать, — признается заведующая отделением медицинской реабилитации Альбина Тимирова. — Сейчас даже в самых безнадежных случаях удается добиться потрясающих результатов. Мы возвращаем пациентов к нормальной жизни.
По словам медиков, в Европе пациенты проходят реабилитацию после любого заболевания. А у нас такие услуги можно было получить исключительно платно. Разумеется, доступны они были не многим. Сегодня помощь в отделении реабилитации получают сотни пациентов. А успехи больных просто ошеломляют.
Ткацкий станок восстанавливает речь и моторику
За два года существования отделение реабилитации прошло тяжелый путь от самодельных систем восстановления к современным аппаратам. Не боятся доктора и экспериментировать. Например, в декабре 2017 года в больнице появился настоящий ткацкий станок.
— Такой «агрегат» увидел в европейской клинике один из наших специалистов. Пациенты медленно перебирали нитки на станке, и, благодаря такой не сложной, на первый взгляд, работе, учились заново чувствовать и даже говорить.
Станок для своего отделения заказали у башкирских мастеров. Его изготовили из древесного массива, в работе используют натуральные шерстяные нити.
— Работать на станке научились все: от главврача до санитарки, — говорит Альбина Тимирова.
В самом начале реабилитации пациентам предлагают просто потрогать тонкие волокна. 77-летняя пациентка Светлана Афтаховна справляется со станком на «отлично» и уже творит целые полотна.
— Инсульт поразил маму в октябре 2017 года. Мы из Давлеканово, когда поняли, что с мамой что-то не то, бросились в больницу, — рассказывает дочь Светланы Афтаховны. — Дорога, постановка диагноза, госпитализация — мы потеряли очень много времени, те самые заветные 6 часов, за которые процессы в мозге можно было обратить. Когда из Давлеканово маму привезли в Уфу, она была без сознания.
«Заветные 11 ступеней»
Столичные специалисты помогли пациентке выкарабкаться. Но последствия болезни оказались плачевными.
— Мама никого не узнавала, не разговаривала, и, казалось, ничего не понимала. Правая сторона тела была парализована. Это было страшно, — вытирает слезу женщина.
За три курса реабилитации удалось добиться невозможного. Светлана Афтаховна встала на ноги, начала говорить, писать левой рукой. А совсем близко и новая цель.
— Мама всю жизнь была учителем младших классов. У нее много знакомых, но никто не верил, что мы сможем поставить ее на ноги. Теперь сестра хочет перевезти маму к себе в Пермскую область. В ее доме на крыльце 11 ступенек — преодолевать их мы учимся в центре реабилитации. Успех не за горами, мама уже шагает по больничному пролету, — радуется женщина.
От спортивной медицины к реабилитации
Ежегодно в отделение попадают сотни пациентов с черепно-мозговыми и травмами позвоночника. Для таких больных здесь оборудована целая комната со специальными системами. Например, аппарат Экзарта помогает при двигательных нарушениях.
— С помощью этой системы можно корректировать остеохондрозы и другие проблемы с позвоночником. Она снимает болевой синдром, переводит нагрузку со спины на специальные натяжные канаты. Заниматься на нем нужно ежедневно, — говорит Альбина Тимирова. — Аппарат современный, купили в этом году, раньше здесь стояла мини-версия системы.
Еще одно из нововведений — использование в реабилитации специальных лент — тэйпов. Это клейкие тканевые полосы, напоминающие лейкопластырь. Их используют для фиксации и поддержки суставов. Еще недавно ими пользовались спортивные врачи. Они тейпировали спортсменов, чтобы максимально быстро снять боль и помочь атлету доиграть матч. Помогают чудо-ленты и для восстановления функций мышц.
«Инсульт казался приговором»
За 52-летним Владимиром Карташовым ухаживает жена. Недуг настиг здорового мужчину внезапно и превратил в кошмар жизнь всей семьи.
— Супруг не мог даже сидеть. А также разговаривать, реагировать на окружающий мир. Сейчас мы на реабилитации в четвертый раз, прошли несколько операций. Володя говорит, ходит, лишь слегка прихрамывая, — улыбается женщина.
Чтобы снять болевой синдром в руке и восстановить функции кисти, Владимира тейпируют.
— Благодаря тейпам снижается нагрузка на мышцы, и восстановление проходит быстрее, — объясняет медсестра. — Все специалисты проходят обучение у московских «спецов». Без этого медсестер к процедуре не допускают.
«Пациенты — как дети»
Одна комната отделения реабилитации напоминает детсадовскую группу: по стенам развешаны «бизиборды» — стенды с замками, щеколдами, кнопками и телефонами.
— Наши пациенты как дети. Болезнь возвращает их во внутриутробное состояние. А здесь мы заново учим их ходить, говорить и делать элементарные вещи: застегивать пуговицы, завязывать узлы, пользоваться замками, — рассказывает Альбина Тимирова. — Благо отделение сейчас оборудовано современными устройствами. А когда-то мы делали подобные своими руками.
Самый сложный пациент
Учился справляться с элементарными задачами и 59-летний Фуат Фаррахов. Два года назад любые движения и навыки казались ему немыслимыми.
— После инсульта я стал «овощем». Не мог двигаться, говорить и даже видеть, — Фуат сидит за столом и ловко перебирает в руке ремешки из папки для мелкой моторики. — Никто не думал, что я выживу.
Два года мужчина активно шел к цели и работал в центре реабилитации. Сейчас его ставят в пример другим пациентам: Фуат перенес несколько операций, а сейчас ходит, прекрасно говорит и справляется с любыми задачами.
— Решающую роль в восстановлении играет настрой больного. Если человек решил, что хочет жить, и готов трудиться на выздоровление, ему все по плечу. А специалисты отделения во всем помогут, — уверяет Альбина Тимирова. — Наши медсестры порой едва ли не носят пациентов на руках. Неустанно работают с больными, чтобы вернуть их к нормальной жизни. Надеюсь, что это только начало пути. И с развитием отделения мы спасем еще больше пациентов.
За два года существования отделения реабилитацию прошли больше тысячи человек. Каждый пациент возвращается в больницу планово по три-четыре раза. Курс обычно составляет 12-14 дней.
Фото: Тимур Шарипкулов