Достать вонзенное в голову мачете, принять экстренные роды в очаге геморрагической лихорадки — типичные будни гватемальской поликлиники, которую возглавляет 29-летняя тропиколог из Уфы Виктория Валикова.
Несколько лет назад девушка, едва окончившая университет, бросила родных и друзей и отправилась помогать коренным индейцам Центральной Америки, живущим за чертой бедности. Если бы не Вика, местные жители даже бы не знали, что такое йод и зеленка. Ее примером уже вдохновились десятки людей со всего мира — они присоединились к её проекту Health&Help.
Девушка рассказала, почему не поехала развивать медицину в глухом русском селе и зачем собирает деньги на вторую поликлинику в Центральной Америке.
Как все начиналось
Семь лет назад, после окончания БГМУ, Вика устроилась работать в приемный покой уфимской больницы инфекционистом — выбор предопределил главный герой фильма «Доктор Хаус». Но не давал покоя интерес к тропической медицине, которой Виктория прониклась во время многочисленных путешествий, и девушка отучилась в Бельгии на тропиколога. А однажды ей на почту пришло приглашение от волонтерской организации. Прямиком из Антверпена Вика отправилась работать в клинику в глубинке Гватемалы. В ведении молодого врача были две клиники в четырех часах ходьбы друг от друга и 20 тысяч человек. До ближайшей больницы — восемь часов пешком. Никакой зарплаты, разумеется, не было — деньги Вике давали только на оплату проезда и еду, а жить приходилось в самой клинике на втором этаже. Но своим опытом Вика гордится: где еще найти инфекциониста, который и раны зашивает, и зубы дергает, и роды принимает. Но через восемь месяцев романтика закончилась — в деревне, где жила Виктория, началось вооруженное восстание, и она была вынуждена вернуться в Уфу.
Без дела Вика сидела недолго: сама создала благотворительную организацию, назвала ее Health&Help и задумала грандиозный проект — «Строим клинику на краю света».
Деньги на реализацию идеи Вика и ее команда нашли всего за полгода: организовали сбор на краудфандинговом сайте и кинули клич в своём блоге, мол, нужна помощь, любая. Нашлись и деньги, и стройматериалы, и волонтёры. В конце февраля прошлого года здание гватемальской клиники распахнуло двери для первых пациентов.
Почему не Россия?
Самый популярный вопрос, который задают Вике: «Почему Гватемала, а не Россия?» Ведь и в пределах родной страны есть кому помогать: например, в отдалённых районах, где квалифицированной помощи днем с огнем не найти.
— Я всегда отвечаю, что у нас есть родильные дома. А в Гватемале нет! Там ритуальным ножом, который передавался женщинам из поколения в поколение, перерезают пуповину. И все — сразу столбняк! — объясняет свой выбор Виктория.
По словам Вики, в Гватемале всего 60 клиник, и 25 из них находятся в туристической зоне. И принимают, соответственно, богачей и приезжих. А люди из отдалённых поселений доехать до больниц просто не успевают. Частенько и доезжать им не на чем: на всю деревню нет ни одной машины.
— Средняя продолжительность жизни в Гватемале — 60 лет. В каждой семье по восемь детей. В первый раз девочки беременеют в 12 лет, а аборты запрещены законом. В Гватемале распространена практика «подарить ребенка», когда новорожденного просто отдают в дар. Поэтому педофилия и насилие над женщинами в стране — обычное дело. В школе дети учатся с пяти до восьми лет, а затем, как только могут поднять мачете, идут работать на плантации, — говорит Виктория.
На родине не поняли
Как только новости о докторе-альтруисте стали появляться в СМИ, а блог Виктории начал набирать популярность, на девушку обрушилась лавина негатива. В основном критиковали соотечественники. Молодого врача обвиняли едва ли не в предательстве родины.
А когда Виктории решил перевести часть зарплаты глава Башкирии Рустэм Хамитов, завистники приготовились стереть девушку в порошок.
— Я тоже перечислю немного из своей зарплаты, чтобы вам помочь, — пообещал во время личной встречи руководитель региона. — Попробую еще сагитировать часть своих коллег.
После визита Вики к главе РБ в больницы Уфы направили рекомендательные письма с предложением помочь проекту землячки. После этого защищаться от злопыхателей пришлось не только Виктории, но и региональному Минздраву: девушка опубликовала открытое письмо с объяснениями, что никого не заставляла помогать, а в ведомстве уверили, что письма распространялись с формулировкой «Для предложений».
— Врачи активно предлагают консультационную помощь, — рассказала руководитель пресс-службы Минздрава РБ Светлана Кускарбекова. — Кто-то даже предложил отправить свои медицинские книги.
Натягивала на бананы презервативы
Уфимка отмечает, что работать в странах третьего мира тяжело. Бывает, что приходится отправлять человека умирать домой — из-за того, что у него нет денег на лекарства.
— Самое страшное, когда ты знаешь, что можешь его спасти, но у тебя нет нужной таблетки или оборудования. Ничего страшнее этого нет. Мы ночами не спим, чтобы сделать все от нас зависящее, чтобы у нас были лекарства, более или менее современная медтехника, возможность брать анализы, — говорит Вика.
Проект Виктории не только про здоровье, он про помощь в целом. При клинике работают волонтёры, они обучают детей английскому языку, играют с ними. А Вика читает гватемальцам лекции о том, как чистить зубы, мыть руки, предохраняться от нежелательной беременности.
— Мы еще лекции о контрацепции ведем. Однажды нас позвали в церковь, где мы провели занятие на эту тематику. Я сделала урок наглядным. Взяла бананы и начала на них натягивать презервативы. Такого креатива от нас никто не ожидал. Думала, там нас и сожгут, но ничего, обошлось, — улыбается Валикова.
10 клиник в тропиках
В ближайшие годы в странах третьего мира Виктория планирует построить десять клиник. Следующая на очереди — Никарагуа. Полтора миллиона рублей на строительство второй по счёту клиники уже собрали.
— Эти деньги пойдут на строительство здания больницы, а также на подведение дороги и коммуникаций, — говорит Виктория. — На оставшиеся деньги закупим медикаменты, медоборудование, машину скорой помощи.
Поскольку Никарагуа — рассадник малярии, Вика планирует обустроить там лабораторию для диагностики этого опасного инфекционного заболевания.
Виктория абсолютно уверена, что развивается в правильном направлении:
— Конечно, есть люди, которые спрашивают, мол, чего же мне не сидится дома? Зачем нужно ехать в какую-то далекую страну и все такое. В любом случае если твои мечты и цели отличаются от стандартных «получить денег», «выйти замуж и родить детей» или «купить машину», то всегда найдутся люди, которые скажут, что ты поступаешь неправильно. Я махнула на них рукой. То, что вы делаете, — это только ваше. Надо делать то, чего ты не можешь не делать.
Фото: Виктория Валикова/Vk.com