Всероссийский «Тотальный диктант» проходит в Уфе уже в седьмой раз. А я, к своему стыду, отважилась на испытание впервые: то от страха напортачить прикрывалась домашними делами, то отправляли от редакции записного отличника, чтобы гарантированно медалью козырнуть.
И вот — сбылось! О том, как все прошло и как обособляется на письме деепричастие, — в материале Ufa1.
В здание Госсобрания, куда зарегистрировалась на акцию, я подходила летящей походкой — волнения меня ничуть не терзали. А что такого? На работе пишу с утра до ночи, книжки читаю регулярно — пятерка, считай, в кармане. Но когда на экране появилась писательница Гузель Яхина, автор текста для диктанта, сердце захолонуло: елки-палки, куда я пришла?!
— Все эти добрые люди, что сидели в аудитории, поди, с февраля на подготовку ходили, и я тут среди них нарисовалась, звезда пленительного счастья, — грызли мозг самоедские мысли.
Но, видно, не одна я позеленела от страха.
— То, что вы хотя бы пришли, уже великое дело, ведь главное — не победа, а участие, — подбодрила нас ведущая.
Запятые под микроскопом
На слух текст об учителе словесности Якобе, проживающем в Саратове, казался сложен, заковырист и длинен. В одном только первом предложении можно всю мою жизнь описать. А сколько в нем перечислений, действий и событий — где же тут запятые вставлять? Яхина сказала, что текст войдет в ее новую книгу — обязательно куплю и посмотрю — сама-то как она со знаками препинания справилась?
Хотя у нее, пожалуй, правильно получилось. Когда Гузель спросили о работе над конечным вариантом текста, она ответила:
— Каждое слово, каждая запятая в этом тексте разглядываются под микроскопом.
А у меня-то микроскопа нет! Рядом бодро скрипели ручками соседи по партам. Видно, проблемы пунктуации их не занимали. Хотела место для запятой у девушки справа подсмотреть, но нет — она прикрыла свой листочек локтем.
Сложная капуста, или Хвала интернету
Дальше стало вроде бы полегче: то ли диктор приноровился, то ли первый морок с писателей схлынул. И даже оказалось, что текст про учителя вполне интересный. Якоб был самым настоящим романтиком — воображал, что не капустой питается квашеной, а балладами. Стоп! Сколько «н» в слове «квашеная»? Помогите, пропадаю! Ладно хоть телефоны не запретили с собой брать, как на ЕГЭ. В «Грамоте» пишут, что «Н» должна быть одна. Значит, правильно написала.
В какой-то момент учителя стало даже жаль — он только на поэтической части своего урока и жил, и душой трепетал. А все остальное представлялось ему чередой механических сомнамбулических действий.
— Ага, вот он, деепричастный оборот: «декламируя любимые строфы». Тут с обеих сторон — запятая! — старательно мусолю знаки препинания, от усердия высунув язык.
Ура, еще один подводный камень пройден. Теперь вернемся к Якобу. Так вот, дети учителя своего не понимали, уроком нисколько не интересовались, и, судя по всему, отчаянно баловались. Иначе зачем ему шалопаев шлепками линейкой награждать?
Проверить и поработать над ошибками
Вдруг со всех сторон зашуршали листочки — оказывается, диктант закончился. А я даже не заметила. Теперь будем проверять.
Как там Яхина говорила: в одном предложении будет точка с запятой. Похоже, пятерки мне не видать — в моем тексте этот редкий и заковыристый знак явно не прописался.
— Ах ты, елки-палки, — вслух сокрушался сосед слева. — Я сначала правильно написал, а потом неправильно исправил.
Вот это да! Я-то думала, что одна молодежь на диктанты ходит, а тут такой солидный мужчина, да еще из-за ошибки переживает.
Пробежала текст глазами еще разок, одну запятую пририсовала, другую вычеркнула. Господи, ну а как правильно-то? На все свои ляпы, как пообещали организаторы, можно будет посмотреть через четыре дня онлайн. Обязательно надо будет глянуть и работу над ошибками сделать. Участие — это, конечно, хорошо, но писать приличные люди должны грамотно.
Фото: Наталья Вязовкина