Прошло уже две недели, а жительница Стерлитамака Регина Арсланова до сих пор пьет валерьянку и не может оправиться от шока. 6 марта в её квартире обрушился потолок. Женщина едва успела выйти из ванной комнаты, как сверху на нее полетела целая гора цемента, а следом — соседский унитаз. Регина не пострадала, а вот её квартира как будто пережила бомбёжку.
— Вот такой вот подарочек на 8 Марта! — с горькой усмешкой говорит Регина. — Ладно хоть детей в это время дома не было.
После ЧП в квартиру приехали все — от руководителя МЧС до замглавы администрации Стерлитамака. Но с тех пор рабочие лишь залатали дыру деревянными балками, а у пожилой соседки сверху пол залили бетонной стяжкой.
Ситуация взбудоражила жильцов всего дома: люди опасаются, что за первым обрушением последуют и другие.
В ситуации разбирался корреспондент Ufa1.
Дом-пенсионер
Жилой двухэтажный дом по улице Свердлова, 59 в этом году отпраздновал юбилей — кирпичному пенсионеру исполнилось 65 лет. Жилось ему несладко — последний капитальный ремонт он видел не меньше тридцати лет назад.
Квартиру на втором этаже, где сейчас живёт Регина с детьми и супругом, её свекровь Миляуша Арсланова купила в 1997 году. Через несколько лет она уступила жильё семье сына. Три года назад супруги сделали ремонт: наклеили новые обои, постелили линолеум, сделали навесные потолки.
— Счастье, что всё обошлось: не пострадали ни мы, ни бабушка сверху — она в это время находилась в больнице, — говорит Миляуша. — В тот день мне позвонила сноха, попросила свозить внуков в парикмахерскую. Мы приехали в 5:15 — тут пыль столбом, а Регина белая от страха. Я спросила, мол, что случилось, а она в ответ: «Мам, смотри, обрушилось всё!». Мы позвонили в ЖКО, но там сказали, что рабочие уже разошлись, они до пяти. Звонили и в администрацию, и в МЧС — никто к нам в тот день так и не приехал.
Зато на следующий день, 7 марта, в квартиру пожаловала целая делегация — 13 представителей мэрии и эксперты. Посмотрели в зияющую дыру на потолке и на глазах всех присутствующих поставили подписи в протоколе, где был расписан план дальнейших действий. У жильцов появилась надежда, что наконец-то чиновники обратят на их дом внимание.
Трещины и сырость
Проблемы в двухэтажке на Свердлова начались задолго до обрушения: в боковой стене дома, куда выходят окна ванных комнат, видна паутина застарелых трещин, вся поверхность раскисла от сырости. Есть и другие проблемы: скрипучая деревянная лестница едва не разваливается под ногами, в квартирах холодно. Но дом почему-то так и не признают аварийным.
Согласно бумаге, в которой 7 марта оставили свои подписи члены комиссии, отделу по жилищной политике поручили предоставить жильцам временную квартиру до завершения работ, а коммунальщиков обязали восстановить межэтажные перекрытия. На втором этапе специалистам УК поручили обследовать весь жилой дом, после чего предоставить заключение о дальнейшей его эксплуатации.
В протоколе комиссии также указано, что управляющая организация обязана установить на все трещины на стене специальные маячки и каждую неделю докладывать в администрацию, не стали ли они шире. Но жильцы дома никаких маячков до сих пор в глаза не видели.
Спустя две недели после ЧП жильцы квартиры с обрушившимся потолком оказались в подвешенном состоянии. После случившегося перевозить в эту квартиру детей они не отваживаются. На квадратных метрах Регина кукует одна — осталась за сторожа.
— Сплю в дальней комнате, в туалет хожу к соседям, — говорит Регина. — Временное жилье мне и правда предложили, но оно находится на другом конце города. Мне как инвалиду третьей группы ездить туда сложно. Пусть уж тогда и транспорт дают! Да и дети к этому району привязаны: один ходит здесь в школу, второй — в садик. Пришлось их временно поселить у свекрови. Мне предлагали оставить ключи рабочим, а самой съехать, дескать, ничего у вас не возьмем, не беспокойтесь. Но я так не могу: и так уже мой дом в проходной двор превратился.
«Думали, землетрясение»
За несколько дней до обрушения в дом на Свердлова нагрянули рабочие, на фасаде натянули баннер: «Капитальный ремонт крыши». Региональный оператор РБ направил на реконструкцию кровли, которую должны завершить в этом году, 1,9 миллиона рублей. Со слов жильцов, как только к ним пригнали бригаду кровельщиков, о покое они забыли.
— Проснулась в тот день от жуткого грохота, думала, землетрясение началось! — вспоминает соседка Регины. — Весь наш дом стал ходить ходуном. Не знаю, как его строили, но у нас между этажами перекрытия хлипкие, деревянные. Не ровен час, у нас тоже что-нибудь обвалится.
Жильцы считают, что именно ремонт крыши стал причиной обрушения перекрытий. Но подрядчик уверяет, что эти два события никак не связаны. Но люди настроены серьезно — настоятельно требуют, чтобы их дом признали аварийным.
— Нам предложили самим оплатить экспертизу — удовольствие это дорогое, с каждой квартиры, сказали, придется собрать по 10 тысяч рублей. А тут почти все — пенсионеры. Откуда у нас такие деньги? Мы и так всё время за что-то платим, в том числе за капремонт. Опять же кто гарантирует, что после проведения экспертизы что-то изменится? — задаётся вопросом Миляуша.
«Привели в первозданный вид»
Получить оперативный комментарий о ситуации в доме № 59 по улице Свердова в администрации Стерлитамака не удалось. Со слов представителя пресс-службы, все специалисты отправились на выездную коллегию Госстроя в Уфу. А за разъяснениями корреспонденту Ufa1 посоветовали обратиться в управляющую компанию.
Директора УК «Жилкорпорация», в ведении которой находится дом, на месте также не оказалось. Со слов его секретаря, до конца дня в своём кабинете он так и не появится.
— Как сказал мастер участка, всё там устранили ещё неделю назад и привели в первозданный вид. Больше никакие работы на месте, насколько нам известно, проводиться не будут, — сообщила секретарь приёмной управляющей компании. — Только продолжат ремонт крыши.
Добиться признания дома аварийным
— Существует два пути решения данной ситуации, — говорит юрист Роман Петров. — Первый — обратиться в специализированную организацию с лицензией, которая проведёт экспертизу дома. Действительно, это удовольствие не из дешёвых. Если дом признают непригодным для жизни, город обязан будет предоставить жильцам квартиры в маневренном фонде. Второй путь — обратиться в надзорные органы, которые заставят администрацию провести проверку в доме. Если квартиры неприватизированные, все обязанности, в том числе заботы по переселению, также возьмет на себя город.
Фото: Тимур Шарипкулов