На границе Башкирии и Челябинской области, в маленькой деревне Орловка Учалинского района республики живет одинокий многодетный отец Мансур Салимов. Два месяца назад у него на руках умерла супруга — 40-летняя учительница начальных классов Лейсан. С тремя девочками мужчина остался один. И в каждой из них он видит частичку своей супруги — единственной любви: 17-летняя Альбина — хозяюшка, 14-летняя Айсылу — настоящая красавица, а 9-летняя Азалия — хохотушка. Только благодаря дочкам у Мансура еще не опустились руки.
Корреспонденту Ufa1 Мансур рассказал, как семья справляется с хозяйством и выживает на зарплату учителя в 25 тысяч рублей.
Любовь с первого взгляда
Мансур вырос в детском доме. Отслужив в армии, вернулся в родную деревню, где ему предложили работу сельского учителя.
— В далеком 1997-м году я вел ОБЖ и труд, сейчас мой предмет — информатика. Развлечений в деревне немного — мы часто ходили в клуб на танцы, там я и встретил Лейсан. Мы быстро поженились — это была любовь с первого взгляда, — смущенно рассказывает Мансур.
На комоде стоит портрет Лейсан. Статная, нежная улыбка, добрые глаза. В такую красавицу не влюбиться просто невозможно. Несмотря на кроткий и спокойный характер, женщина держала в руках все хозяйство и воспитывала трех дочерей. Утро начиналось с того, что мать будила девочек, кормила завтраком, помогала собираться в школу. По вечерам семья собиралась за книгами, по четвергам на столе обязательно появлялись мамины блинчики, в выходные всем семейством ехали в соседний Миасс за покупками или оставались дома, и мама учила девочек вязать.
Накануне Нового года
Мы приехали к семье Салимовых за пару дней до Нового года. Но в доме не увидели ни елки, ни праздничных гирлянд.
— Еще не отметили 40 дней, как Лейсан не стало... — тяжело вздыхает Мансур. — Все началось в апреле. Она шла по улице, поскользнулась, упала на спину, а после этого у нее заболела поясница.
Ушиб болел долго. Ради интереса она пошла на УЗИ.... Выяснилось, что у нее рак почек в четвертой стадии. Сделать уже ничего было нельзя... Оперировать Лейсан врачи отказались.
— Так и сказали, что, если начнут оперировать, могут тело на столе оставить. Надежды не было, — Мансур задумчиво смотрит на портрет. — Лейсан постоянно твердила, что умрет, и страшно психовала: постоянно была на нервах и могла взорваться в любой момент.
Семья не сдавалась до последнего. Когда врачи отказались помогать, Мансур взялся возить жену по целительницам, которые брали немалые деньги. Еще в августе она чувствовала себя очень хорошо. Даже не верилось, что врачи дают ей лишь пару месяцев на то, чтобы закончить все свои дела. А в сентябре ей стало плохо — она все чаще хваталась за спину от боли, все больше спала или просто лежала. 16 ноября ее не стало.
Альбина, Айсылу и Азалия
Теперь все хозяйство — на девочках. 17-летняя Альбина взяла на себя готовку, но опыта у нее маловато, поэтому дочке частенько помогает папа. Айсылу занялась уборкой дома и стиркой. Ей это занятие помогает не впадать в мрачные мысли — 14-летняя девочка тяжелее остальных сестер переживает потерю мамы и, как по секрету рассказал отец, чаще остальных плачет. А вот маленькую Азалию от тоски отвлекают как только могут — девочка ходит и на танцы, и в кружок гитары, принимает участие в школьных вечерах.
Руководит девочками Альбина: следит, кому какие уроки нужно делать, помогает Азалии с домашними заданиями. Даже составила на всех расписание уроков и повесила на стене: девочка выписала туда школьные занятия девочек и уроки, которые ведет папа, — чтобы никто ничего не забыл. Теперь семья ездит за покупками вчетвером — девочкам приходится самим следить за гардеробом друг друга.
«Мечтаю уехать отсюда, здесь все напоминает о ней»
Смерть матери стала тяжелым потрясением для старших дочерей. К слову, в этом году им нужно сдавать важные экзамены. Но даже несмотря на горе, Альбина старается учиться на отлично — мечтает поступить в УГАТУ или УГНТУ и уехать из дома. А вот Айсылу все чаще стала приносить четверки — не может сосредоточиться на уроках.
— Этот дом старый, тут очень много воспоминаний о маме. А папа хочет его отремонтировать, — признается Альбина.
Дом, в котором живут Салимовы, и вправду дышит на ладан: центрального водоснабжения нет, удобства на улице, вместо умывальника — рукомойник. Топить избушку приходится дровяной печкой, на ней же готовят еду. Правда, отец пошел в ногу со временем и провел девчонкам интернет.
Пока была жива Лейсан, Салимовы взяли кредит: купили стиральную машину, большой телевизор, автомобиль. Как теперь приводить в порядок дом, требующий серьезного ремонта, гасить кредиты, да и попросту выживать на зарплату в 25 тысяч рублей Мансур просто не представляет.
«Могут встать на учет в соцсобес»
— Как малоимущая семья они могут обратиться в отдел социального обеспечения за дополнительными выплатами. Пенсию по потере кормильца Мансур тоже не получил еще ни разу, хотя сумма за трех дочерей-школьниц там приличная, — рассказали сотрудники местного отдела социального обеспечения.
— Он сможет получать ее, пока старшей девочке не исполнится 18 лет. Потом семья уже не будет считаться многодетной.
Но мужчина пока что неохотно собирает справки, комплексует ходить по очередям и боится, что ему откажут — видимо, еще не оправился от потрясения.
«Изменить условия выплаты кредитов»
Как рассказала заместитель директора компании «Уфа Право» Ирина Галеева, проблема с кредитами тоже решаема.
— В случае если кредиты были записаны на погибшего супруга, оплатить остаток должна страховая компания. Для этого нужно обратиться к ним с документами по кредиту и полисом страхования, — говорит Ирина Галеева. — Если кредиты записаны на живого супруга, но семья не может позволить себе больше выплачивать кредит, нужно обратиться в банк с заявлением об изменении условий выплат. Правда, в этом случае решать вопрос может только банк.
Фото: Тимур Шарипкулов