Город Жители башкирской деревни, где пропали 60 миллионов на мост: «Если пожар, все сгорим»

Жители башкирской деревни, где пропали 60 миллионов на мост: «Если пожар, все сгорим»

До ближайшего магазина сельчане идут пешком 10 километров, а больных носят до скорой на руках.

Строители заколотили сваи, выстроили промежуточные опоры, навели два из семи пролетных строений... и исчезли

– Я в Манагоре проводил каждое лето: мама отсюда родом, теперь дочка на каникулы приезжает, – говорит уфимец Андрей Шамов. – Места тут удивительные: тайга, чистейшая горная речка – прямо черпай воду пригоршней и пей. А вот моста никогда нормального не было: тросы протянуты, на них доски накинуты. Вот и вся переправа. Идешь по ней – аж жуть берет.

Сюда, в маленькую деревушку Лемезинского сельсовета Иглинского района, где по последней переписи живет всего 46 человек, и добраться было непросто. На 80-м километре пути следовало свернуть с трассы М-5 в глухую чащу, порядка 15 километров трястись по грунтовке, а затем еще 8 продираться сквозь непролазные топи, которым по нынешним дождям позавидуют даже знаменитые конандойловские Девонширские болота.

– Лемезинские мужики на наших землях сено косили, – вспоминает Андрей. – Пробирались только на «Беларуси»: педаль в пол, по газам – так и шпарили все 8 километров на одном духу. Притормозил – прощай покос: выбирались из жижи до темноты.

Тот самый жуткий подвесной мостик встречал гостей на последних подступах к деревне – эдакий апофеоз пережитым мытарствам. Перебираться по нему отваживались лишь самые отчаянные. У кого нервишки послабее, летом штурмовали ледяные воды горной Лемезы вброд да на веслах, а зимой переходили по льду.

Гусиное царство – цитадель инфраструктуры

Все изменилось, когда в лихие девяностые средней руки начальник крупной нефтяной компании предложил предприятию развернуть в райской глубинке подсобное хозяйство – на всю честную компанию выращивать гусей.

Вы не знаете, что такое гусь! Капризная птица требовала кормов и ухода. На предприятии выкроили денег и возвели через Лемезу мост – на сваях, все как полагается. Попутно привели в порядок дорогу и сделали и подвесную пешеходную переправу – пусть люди радуются, не все же в студеной воде ноги морозить.

Деревня воспрянула духом! Пожалуй, впервые за долгие годы. Про забытых в глуши стариков вспомнили городские дети – охапками повезли внуков знакомиться с корнями.

Да вот незадача: строители где-то просчитались, и в первую же весну половодье вырвало мост с корнями и смыло течением. Конструкцию поймали за поворотом, насадили на сваи, как на вилку, и опустили на дно, а сверху приладили перекрытие. Но и это не шибко помогло: сколько раз подряд мост смывала бурлящая вода, местные уж и со счета сбились.

В 2011 году какому-то очередному начальнику пришла в голову благая идея – построить в Манагору капитальный автомобильный мост. Поскребли по сусекам и внебюджетным фондам, набрали ни много ни мало 60 миллионов рублей. За такие деньги ожидали мост на все времена: на железобетонных сваях в каждой из шести поддерживающих металлических конструкций. Подрядчик нагнал в тайгу краны и вагончики-бытовки, закипела стройка.

Запала рабочих хватило ровно до следующего лета. Строители заколотили сваи, выстроили промежуточные опоры, навели два из семи пролетных строений... и исчезли. К слову, закончились и деньги. Все 60 миллионов.

Занавес.

«Жить хочешь – моргни»

– Деревня потихоньку умирает, – признаются местные. – Сначала закрылась школа-десятилетка, потом убрали начальную, а детишек перевели в Нижнюю Лемезу в интернат. Затем закрылся медпункт, последним сдался магазин. Раньше почтальон-герой три раза в неделю на велосипеде к нам ездил. И он отказался – тяжело. Теперь за пенсией гонца на вездеходе в сельсовет посылаем. Кто с большой земли к нам едет – продукты коробками везет, на всю деревню...

К слову, ближайшая больница находится в райцентре – поселке Иглино, до которого... аж 73 километра.

– Пару лет назад соседку бабу Нюру инсульт ударил, – вспоминают манагоровцы. – Шевелить ее нельзя – кровоизлияние в мозг все-таки, это вам не шутки. Что делать? Спросили, мол, баб Нюр, жить хочешь – моргни. Моргнула, болезная. Тогда закатали ее мужики в ковровую дорожку, да потащили через мост, как на носилках – скорую встречать. Слава богу, выжила. А если пожар, не дай бог, – вся деревня дотла выгорит.

Не хватает еще 30 миллионов

– В 2014 году я написал в районную администрацию: поинтересовался, когда же нам стройку века закончат, – говорит Андрей. – Пришел ответ: «работы были приостановлены ввиду неясной ситуации в связи со строительством объекта». Другими словами, на окончание стройки не хватило денег. Чтобы довести все до ума, нужно еще как минимум 30 миллионов. Еще написали, что попросили помощи у республиканского Госкомтранса – мол, надеемся, что «в связи с высокой социальной значимостью объекта» к 2015 году стройку завершат. Как видите, до сих пор моста нет.

К слову, манагоровцы руки не опустили – их гневные письма добрались уже до приемной президента Путина.

Другой взгляд

Дозвониться до сельсовета, что в Нижней Лемезе, оказалось задачей не из легких. Понятное дело – в такой глуши даже телефонный сигнал заблудится. Впрочем, и дозвонившись корреспонденту Ufa1 легче не стало.

– Да что вы заладили со своей Манагорой, – возмущалась строгим голосом лемезинская управделами. – Нету денег, кончились. Куда делись? А я откуда знаю – не мы же строили. И вообще, пару недель назад из правительства делегация приезжала. Смотрели тут все. Может, что и решат.

Фото: Андрей Шамов
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем