Работать и при этом не получать денег за свой труд. Уфимка Валентина Носова оказалась именно в такой ситуации. Она – мать-одиночка, воспитывает двухлетнего сына. Чтобы прокормить его и себя, девушка пошла работать уборщицей.
Обманутые уборщицы
Валентина приступила к работе в начале августа 2015 года. Нанимателем являлось общество с ограниченной ответственностью «Клин-сервис», которое зарегистрировано в Санкт-Петербурге.
Поначалу никаких проблем по денежному вопросу не возникало, но уже в ноябре зарплата перестала поступать. В итоге клининговая компания задолжала девушке порядочную сумму.
«Только мне они должны около 45 тысяч рублей. Еще есть другие уборщицы, которым не заплатили, всего нас около 15 человек. Мы ходили в суд, но успеха не было, – рассказывает Валентина. – Также мы были в прокуратуре, разных отделах полиции. Везде говорят, что никакого мошенничества нет».
Дело в том, что уборщицы заключили не трудовое соглашение, а договор оказания услуг. При этом они не прописали такой пункт, как оплата. Никаких денежных сумм в договоре не указано. «Оплата по настоящему Договору производится Заказчиком, исходя из расчета стоимости услуг в месяц, ежемесячно по истечении отчетного месяца с учетом фактически выполненных работ. Заказчик производит оплату до 25-го (зарплата)», – гласит текст договора.
В ноябре Валентина ушла, а в январе 2016 года к ней обратились с просьбой вернуться на работу. В этот момент нанимателем была уже другая компания, и она вернулась.
Кто есть кто: ООО «Клин-сервис»
Согласно данным из открытых источников, компания специализируется на чистке и уборке производственных и жилых помещений и оборудования. Генеральным директором значится Игорь Уманский. Однако в Уфе сотрудницам пришлось иметь дело с Русланом Морозовым.
Корреспондент Ufa1.ru неоднократно пытался дозвониться до него: однако телефон либо был недоступен, либо было занято, либо гудок шел, но ответа не было. И так около 20 раз. На другой номер телефона ответила его секретарь. Девушка ответила, что «Руслан Александрович в отъезде, и это не компания "Клин-сервис", это "Жека"». Она также добавила, что о «Клин-сервис» она ничего не слышала. Как оказалось, ООО «Жека» схоже с первой компанией. Во-первых, специализация – чистка и уборка помещений. Во-вторых, фирма в Санкт-Петербурге. В-третьих, они также работают в разных регионах.
Начиная только с января с 2012 года по февраль 2015 года, ООО «Клин-сервис» являлось фигурантом порядка сорока дел, рассматриваемых судами в Московской, Ленинградской, Оренбургской, Тульской, Рязанской, Челябинской, Нижегородской, Самарской, Тверской, Тамбовской областях, а также в Удмуртской республике. Данные о делах имеются на сайте РосПравосудие. Судебные решения имеют переменный характер.
В Башкирии «Клин-сервис» стал появляться на аукционах в 2014 году и ушел уже в 2015-м:
27 ноября 2014 года ООО «Клин-сервис» заключило контракт на уборку помещений Башкирского государственного аграрного университета;
20 января 2015 года заключено соглашение с Управлением Федеральной налоговой службы по РБ;
7 апреля 2015 года последовал контракт с Управлением вневедомственной охраны МВД по РБ.
Как заключаются госконтракты?
Согласно действующему законодательству, заказчик размещает информацию об аукционе, разъясняя детали в техническом задании и указывая минимальную цену. Компании, опираясь на эти данные, предлагают свои цены. Тот, кто предложит самую низкую, побеждает.
«Некоторые компании предлагают практические нереально низкие цены, совершенно невыгодные для них. Конечно, с ними заключается контракт. А выгода? Ее они получают за счет сокращения штата сотрудников в два и более раза или невыплаты им заработной платы», – рассказал специалист в этой области, пожелавший остаться анонимным.
Отметим, что сегодня принять участие в аукционе может компания из любого региона. Предполагается, что это делается для установления здоровой конкуренции на данном рынке. Однако на деле выявляется один большой минус – ущерб для местных компаний, действующих добросовестно и знающих специфику региона. «Если, к примеру, какая-нибудь уфимская клининговая компания будет незаконно увольнять сотрудников или не платить зарплату, уборщицы пойдут в местные надзорные ведомства. Офисы учреждения находятся в Уфе, поэтому очень легко до них добраться. Итогом станет внесение в Реестр недобросовестных поставщиков и, соответственно, конец бизнесу в родном регионе», – продолжает эксперт.
Также, по его словам, перед заключением контракта победителя аукциона проверяют не так тщательно, как хотелось бы. «Единственная предпринимаемая заказчиком мера – проверка компании в упоминаемом ранее Реестре недобросовестных поставщиков. Также проверяется имеется ли судимость у руководителя», – резюмировал специалист.
Дальнейшие действия
Наша героиня Валентина Носова не намерена сдаваться, в ее планах – консультации с юристами, суд и получение заслуженной заработной платы. Тем более, что сейчас ее шансы увеличились.
«Ранее в судах не принимали заявления на какую-либо фирму, если она расположена в другом регионе. Для получения правосудия нужно было подавать заявление по месту регистрации компании. Теперь же, начиная с июля текущего года, иски можно предъявить по месту жительства истца (ст. 29 ГПК РФ)», – рассказали в Гострудинспекции РБ.
Фото: Фото и видео Дмитрия Янченко