«Сон должника тревожен и чуток» –
Точнее этой не слышал я шуток.
Но есть в этой шутке правда одна – когда есть долги,
Нет спокойного сна!
Такое четверостишие написано на открытке, которую жительница уфимского района Регина Ахматгалиева получила недавно от банка. Девушка взяла кредит на автомобиль, который был нужен чтобы возить больную раком маму в больницу, но потратила все деньги на лекарства для матери, но вскоре платить не смогла, тогда ей пришлось взять еще один, чтобы перекрыть первый заем, однако вылезти из долговой ямы не получилось.
Коллекторы сначала звонили, просили вернуть деньги, потом начали приходить сообщения с угрозами. По словам Регины, сотрудник-представитель финансового упреждения даже звонил ее молодому человеку и рассказывал, что у нее могут отобрать ребенка и вообще выселить из квартиры за долги.
«У меня сын 13 лет, я мать-одиночка. Сама работала на рынке в Уфе, зарплату мне сначала урезали, стала получать по 500 р. в день. 3000 на дорогу, и если работать с выходными, то 9000–10000 тысяч выходило в месяц. С декабря 2015 года меня вообще сократили. Самим едва хватает на жизнь, поэтому и не плачу банкам», – рассказывает девушка.
Сейчас Регине введена процедура банкротства физического лица. По словам юриста Дамира Хабибуллина, дело находится в арбитражном суде, и присылать такие открытки как минимум некорректно. «В Российской Федерации на законодательном уровне запрещены угрозы и вымогательство вне зависимости от того, на кого они направлены и по какому поводу. Наказание за осуществление подобных действий прописано в статьях 119 и 163 Уголовного кодекса», – отмечает Дамир Хабибуллин.
По словам финансового омбудсмена в Уфе Валерия Шарипова, открытки – это что-то новое.
«Финансовое учреждение, о котором идет речь, позиционирует себя как самый инновационный банк. Поэтому служба взыскания разработала такую максимально корректную форму давления на должников», – отмечает финансовый омбудсмен.
По словам Валерия Шарипова, заемщик может потребовать компенсацию в случае, если взаимодействие имеет крайне оскорбительную форму. Тут же заемщик не персонифицируется, и идти в суд не имеет смысла.
«Во всем мире есть три формы взыскания, которые стараются не применять. Дефомация – агрессивное взыскание долга, вторжение в частную жизнь и третье – это намерения причинить душевные страдания. Этот случай попадает под третий пункт», – рассказывает Валерий Шарипов.
Фото: Фото Регины Ахматгалиевой