Развитие инклюзивного образования в школах Башкирии затрудняет низкий уровень толерантности, недостаток в школах тьюторов и специально подготовленных педагогов, а также не всегда верное представление администраций о доступной среде. Об этом, выступая с докладом на парламентских слушаниях по исполнению законов об образовании, сообщил зампредседателя комитета Госсобрания по образованию, культуре, спорту и молодежной политике Ирек Зарипов.
«Не доработана всероссийская программа социальной интеграции детей с особенностями развития, повышения уровня толерантности, самосознания и помогающего поведения со стороны здоровых людей. Трудно и медленно выстраиваются контакты детей с ОВЗ и детей здоровых. Отсутствует специальное медицинское сопровождение в учебном заведении, мало специализированного автотранспорта для учеников с ОВЗ, который позволял бы им добираться до места учебы и домой.
Существует серьезная проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных детям с ОВЗ и детям здоровым. Готовы ли сегодня педагоги работать с особенными детьми, оказывать им необходимую не только психологическую, но и медицинскую помощь? Система подготовки и переподготовки таких кадров требует особого внимания, поэтому предлагаю отразить это в рекомендациях парламентских слушаний», – отметил он. Также Ирек Зарипов сообщил, что необходимо увеличить количества штатных специалистов в области коррекционной педагогики в образовательных учреждениях, в том числе и тьюторов.
В 2015 году комитет проверял, как реализуется программа «Доступная среда» в школах региона. Выездные проверки прошли в более 50 школ, которые уже реализовали эту программу. В ряде случаях выявлено нецелевое использование средств, выделяемых федеральным и республиканским бюджетом на создание безбарьерной среды. Типичные нарушения: косметический ремонт полов, стен, замена оконных проемов, а также приобретение техники, тренажеров, оборудования, не предназначенных для детей с особенностями здоровья.
В Башкирии 295 тыс. людей с ограниченными возможностями здоровья, из них 14 с половиной тысяч – дети. Девять тысяч из них обучаются в 2015 образовательных организациях. Три с половиной тысячи – это ученики, которые получают знания в общеобразовательных школах. Функционирует 37 государственных коррекционных учреждений.