18 января вторник
СЕЙЧАС -5°С

Педсовет в Башкирии: критика и недосказанность

Поделиться

Поделиться

На республиканском педсовете, состоявшемся вчера в Нефтекамске, глава Башкирии Рустэм Хамитов подверг серьезной критике работу чиновников регионального Министерства образования и методистов. Руководителя региона слушали с наибольшим вниманием. Выступавший после Рустэма Хамитова Альфис Гаязов выглядел несколько смешавшимся. Его доклад об успешной оптимизации школ (с сохранением малокомплектных), успехах выпускников при сдаче ЕГЭ, улучшении имиджа республиканских школ на фоне эмоциональной речи главы региона выглядел суховатым отчетом. Были на совещании и те, кому вообще не удалось выступить.

Ключевыми темами, заявленными главой региона, стали доступность дошкольного образования, обучение в одну смену, инклюзивное образование и новые подходы в обучении подрастающего поколения.

Детские сады: почти доступны

Регион почти выполнил задачу, обозначенную в одном из майских указов президента РФ: к концу года абсолютно все дети в возрасте от трех до семи лет смогут ходить в детский сад. Многие из них провели в очереди несколько лет. В прошлом году в Башкирии появилось более 13,5 тысяч дополнительных мест, в этом году будет 5 800 мест, 4 200 из которых – за счёт строительства 25 новых садиков.

По словам Рустэма Хамитова, решать проблему в регионе начали еще до президентских указов. И благодаря этому, по словам главы региона, «спаслись» от более острой проблемы в будущем. «И хорошо, что мы начали раньше, в 2010 году. Если бы мы эту работу не начали выполнять раньше, мы бы имели совсем тяжелую ситуацию. 50 тысяч ребятишек стояли в очереди. В год сдавалось по три – максимум четыре детских сада. Сейчас – 25-30 новых детских садов в год. Таких темпов строительства не было даже в советское время, когда детские сады строились довольно много и успешно», – подчеркнул он.

Глава региона рассказал и о некоторых странностях в решении детсадовского вопроса. Так, на начало августа 51 дошкольное учреждение не прошло лицензирование, а в Агидели построили новый садик на 220 мест, в то время как в городской очереди было всего пять детей. И здесь за «очень странный подход к проектированию и планированию своей деятельности» досталось Минобразования Башкирии. «Кто как ни Минобр нам должен подсказать: "здесь детский сад нужен, и ещё один, и ещё один будет нужен – там рождаемость неплохая, а вот здесь мы могли бы подождать"», – возмутился Рустэм Хамитов.

Родители дошкольников могли бы рассказать главе региона и о других «странностях»: например, о том, как в стремлении раздать путевки всем желающим семьям списки воспитанников доводят до 40-50 в одной группе, а кроваток типовая спальня вмещает 25 – максимум 27. Что ясельных групп в Уфе, например, практически не осталось. Воспитатели, если бы их спросили, могли бы пожаловаться, что очень тяжело справляться с детьми, если их приходит больше 25.

Тем не менее в ближайшем будущем, всего за несколько ближайших лет, проблема с детскими садами уйдет. В школы – вместе с подросшими детьми. И президент, и в Минобразования РБ об этом, кстати, знают. Руководитель Министерства Альфис Гаязов сообщил, что в 2014 году первоклассников было на 3,5 тысячи больше, чем в 2013-м. В 2015 году их число увеличится на 5 тысяч. Рождаемость пошла на спад уже по итогам первой половины текущего года. Причина – взросление поколения сложных 90-х.

Рустэм Хамитов предлагает уже сейчас открывать ясельные группы или размещать начальные классы в детских садах, чтобы через три-четыре года они не были пустыми, и одновременно строить образовательные центры «школа/детский сад». Число школьников будет расти до 2020 года, когда в школах будут учиться 492 тысячи детей. В Башкирии сейчас, по данным Рустэма Хамитова, 91 школа «ютится в ветхих зданиях». А при этом в регионе намерены перевести всех детей на обучение в одну смену.

Пандус – не самое главное

На педсовете этого года довольно много говорили об инклюзивном образовании и образовательных потребностях детей с ограниченными возможностями. Рустэм Хамитов перед этим посетил в Нефтекамске коррекционную общеобразовательную школу-интернат, и, очевидно, учреждение его очень впечатлило. Глава региона говорил об инклюзивном образовании довольно много и эмоционально. «Это сложные, "необычные" дети. Мы их не можем бросить – это наши дети. Порой дорого и тяжело организовать учебный процесс и всё, что с ним сопряжено, для такого рода ребятишек. Но мы же становимся гуманнее, наше общество становится более цивилизованным», – сказал он, отметив, что иногда учреждения подходят к этому вопросу формально. «Если в школе обучается один-два таких ученика, то необязательно покупать, допустим, лифтовую установку, которая стоит 1,5-2 млн рублей. Можно организовать какой-то более лёгкий способ, в том числе с участием учеников, которые просто-напросто помогают этим детям подниматься по ступенькам», – пояснил Рустэм Хамитов.

Председатель правления автономной некоммерческой организации помощи детям и взрослым с аутизмом «РАССВЕТ» Вера Устинова согласна с тем, что установить пандусы и выделить деньги – это только минимум. Самое главное, чтобы коллектив детского сада или школы был готов принять такого ребенка и с пониманием относился к особенным детям. С каждым годом ситуация, конечно, меняется к лучшему, но пока далека от идеала, считает она.

По отзывам родителей Вера Устинова выделяет два образовательных учреждения в Уфе, где для детей с расстройством аутистического спектра (РАС) действительно созданы условия: это детский сад №35, детский сад «Росинка» в поселке Шамонино, а также школы №№87 и 95. «Мама сама решает, куда определить ребенка. Если она чувствует, что ребенок сможет находиться в обычной школе или саду, то она отдает туда. Но все дети – разные, с разным уровнем развития. Многие дети с РАС не выносят большого количества детей и шума. Многие мамы обучают детей в коррекционных заведениях, чтобы не терпеть издевки со стороны сверстников», – объяснила Вера Устинова. «И еще: детям с аутизмом необходим сопровождающий (ассистент или тьютор в школе), который будет прикреплен к ребенку. Этот человек поможет обучить его необходимым навыкам, а также станет посредником между ребенком и окружающими. В случае, если ребенок устал, выведет его в резервный кабинет, где ребенок отдохнет и продолжит учиться уже в индивидуальном порядке. К сожалению, в нашей стране пока нет финансирования для оплаты тьюторов. Впрочем, и специалистов таких пока тоже нет», – рассказала Вера Устинова.

Знания

Рустэм Хамитов на педсовете этого года довольно резко говорил о качестве знаний выпускников школ. В этом году 25% одиннадцатиклассников, сдававших профильный ЕГЭ по математике, завалили этот экзамен. Глава региона назвал такой результат отвратительным, потому что невозможно подготовить грамотного технического специалиста без этих знаний. Провал в технических науках Рустэм Хамитов предложил исправлять «развертыванием» исследовательской, лабораторной деятельности в школах, строительством детских технопарков, преподаванием робототехники, 3D-технологий, информатики. Глава региона с раздражением заметил, что не видит «ни одного энтузиаста в Министерстве образования, который продвинул бы это направление». «Знаете, в Минобре должны работать люди совершенно другого склада – не чиновники и бюрократы, а увлечённые люди», – заметил он.

Невысказанное

Наталья Панчишина на педсовете рассказала бы о том, что большинству детей в Башкирии не дают права выбрать учебный план. Основная масса учится по плану для школьников, у которых русский не является родным языком. Это означает всего три часа на изучение русского языка в неделю. Бухгалтер Елена Тополева, мама шестиклассника, с ней согласна.

Юрист Евгения Семенихина обеспокоена внешним видом учителей. «Иногда преподаватели приходят на урок в каких-то лосинах. Хотелось бы, чтобы они выглядели как-то более академично», – пояснила она.

Иван Лалетин написал, что хотел бы прекратить учебу младших классов в субботу и работу школ в две смены.

Также очень многих опрошенных уфимцев беспокоят бесконечные взносы в фонд школы. В каких-то учреждениях родители сдают деньги, сколько могут, в некоторых – строго обозначенные суммы. Взносы во всех школах – разные, но практически во всех они обязательны.

Преподаватель русского языка и литературы Башкирского лицея №2 Марина Ситдикова перечисляет несколько проблем, которые бы она подняла на республиканском педсовете: зарплата учителей, компетентность выпускников вузов, которые приходят в школу на практику, незаинтересованность родителей. «Я – кандидат наук, а моя зарплата – это ставка в 13 000 рублей, премию нам дают пару раз в год, это 3000 рублей. Наверное, не нужно говорить, что на эти деньги можно оплатить только коммунальные услуги, бензин и прочие мелочи, – говорит Марина Ситдикова. – Основной мой доход – это репетиторство. Благодаря преподаванию на курсах в УГНТУ, ВШЭ я могу позволить себе делать ремонт в квартире и возить детей в отпуск».

Марина Ситдикова рассказывает, что студенты БГПУ имени М. Акмуллы, которые приходят в школу на практику и пишут на доске с ошибками, – не редкость. «Они не умеют налаживать контакт со школьниками, дети сразу чувствуют низкий педагогический уровень и не воспринимают их. А ведь потом они идут работать, – отмечает Марина Ситдикова. – Получается, что в педвузы идут те, кто больше никуда не смог поступить, потому что там – самые низкие проходные баллы. Вроде, и высшее образование получил, и работаешь потом в городе, не в районе».

Большинство родителей, уверена Марина Ситдикова, не интересует, получают ли их дети реальные знания. Главное – сдать ЕГЭ и поступить в вуз, а осталось ли что-то в голове, не так важно. Родители просто перекладывают всю ответственность за образование и воспитание на школу.

Закрытые двери

Руководитель Ресурсного центра Туймазинского индустриального техникума Олег Гайсин вчера был на педсовете и был готов рассказать там о своем проекте по профориентации молодежи. Благодаря этому проекту регион мог бы получить так необходимые ему рабочие руки технарей. Но слова не дали.

Собственно, попал Олег Гайсин на педсовет благодаря сообщению в социальной сети. За сутки до события он написал в «Фейсбуке», что обсуждал свой проект с главой региона. Рустэм Хамитов дал поручение Минобразования пригласить Олега Гайсина на педсовет с докладом. Но за день до события звонка не было. Сообщение заметили сотрудники СМИ, и ситуация стала неудобной. В итоге Олега Гайсина все же позвали на педсовет, но выступить ему так и не удалось из-за особенностей организации. «Только что до меня донесли такую новость. Высокопоставленный чиновник Минобра РБ лично обошел все образовательные площадки республиканского педсовета в Нефтекамске (а их было четыре), чтобы предупредить ответственных лиц, что к ним в ряды пробрался блогер, который выклянчил у Хамитова посещение педсовета, и нужно опасаться провокаций с его стороны!» – написал Олег Гайсин позже на своей странице.

Олег Гайсин вовсе не собирался устраивать провокации. Он хотел лишь рассказать, как на базе Туймазминского индустриального техникума реанимировал и усовершенствовал советскую систему образования – учебно-производственный комбинат (УПК). За 10 дней подросток может попробовать себя в нескольких профессиях, все – с технической направленностью. Преподаватели «отрывают» детей от гаджетов, показывают им, что работать руками – важно, нужно, полезно и даже престижно. Олег Гайсин мечтает, чтобы его проект заработал и в других регионах Башкирии, но никак не может «подружиться» с региональным Минобром. «Я стучусь в закрытые двери уже пять лет», – констатирует он.

Уважаемые пользователи! А о чем бы вы рассказали на республиканском педсовете?

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...
Загрузка...