Город «Пропавшие без вести» из Башкирии: правда через 70 лет

«Пропавшие без вести» из Башкирии: правда через 70 лет

Жители Башкирии могут найти сведения о своих родственниках, погибших в годы войны в фашистском плену. Огромное количество людей до сих пор числятся пропавшими без вести. Это чьи-то отцы и мужья. Организаторы проекта «Без вести пропавшие – Имена» надеются, что большое число семей в России и на всем постсоветском пространстве наконец сможет узнать правду о своих близких. Пускай и спустя 70 лет.

Узнать правду

Один из организаторов проекта по поиску родственников погибших в плену – уфимец Григорий Скворцов. Сейчас он по работе много времени проводит в Казахстане, активно сотрудничает с местными СМИ. Главная задача Григория – через медиа поднять проблему некоторого замалчивания одной из страшных трагедий войны – гибели в фашистских лагерях несколько миллионов человек. Это не только солдаты, но и женщины, дети, старики. Все они до сих числятся пропавшими без вести.

«То есть огромное количество граждан, в том числе и в Башкирии ничего не знают о том, что на самом деле случилось с их близкими. Хотя на самом деле уже к 1945 году имелась вся информация об этих людях на основе захваченных у немцев картотек лагерей, – говорит Григорий Скворцов. – То есть советские власти сделали эти данные секретными, а родные ничего не узнали о том, что произошло на самом деле. Поэтому смысл нашей работы в том, чтобы самим и с помощью СМИ помочь родным получить известие о смерти их родственника в лагере для пленных. Другая работа связана с попыткой добиться от властей решения по этому вопросу».

Со своей стороны сайт Ufa1.ru будет информационно поддерживать эту важную работу своими публикациями.

Сегодня мы публикуем несколько фотографий карточек из личных дел военнопленных, которые родом из Башкирии. Перт Федотов из Кушнаренково, Александр Кудряшов из Уфы, Александр Щатеев из Уфы, Николай Ибулаев, Семен Логинов, еще несколько имен, написанных фашистами с ошибками… Кто эти люди? Что с ними случилось? Где сейчас их семьи? На эти вопросы еще только предстоит ответить.

Вселяет надежду в проект первые победы, первые семьи нашли среди трагических списков имена близких людей. Так, при участии ИА «Интерфакс-Казахстан» была найдена первая из списка пленных по Казахстану родственница умершего в немецком плену солдата Николая Шлыкова из Джамбульского района Алмаатинской области Ольга Панкратьева.

«Николай Шлыков – мой дядя, которого я никогда в жизни не видела, – рассказала Ольга Панкратьева газете «Комсомольская правда – Казахстан». – Помню только бабушку (его мать), которая все время плакала, что не знает, где похоронен ее сын, не может съездить на его могилу и вообще не знает, что с ним стало. Николая призвали в 1941 году, и сначала, по словам бабушки, от него приходили письма, а потом связь оборвалась. Жаль, очень жаль, что ни бабушка, ни мой отец, который был младше Николая на шесть лет и на фронт не попал (8 мая 1945-го ему только-только исполнилось 18 лет), не дожили до этого дня и так и не узнали о судьбе Николая…»

Мы надеемся, что наши публикации тоже помогут кому-то узнать правду о своих родных.

Работа с властями

Вторая часть работы, которую проводят активисты, – это работа с властями. В силу разных причин данные о погибших в плену находились под грифом «секретно», и министерство обороны РФ до сих пор неохотно раскрывает эти сведения.

Но, как говорит Григорий Скворцов, для сотен тысяч семей война до сих пор остается неоконченной, раз они не знают судьбы своих близких.

Сейчас активист направили в адрес министерств обороны России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана письма с просьбой предоставить родным советских военнопленных право получить извещение о смерти своего родственника в лагерях для военнопленных фашисткой Германии с 1941 по 1945 годы: ШТАЛАГ, ДУЛАГ и ОФФЛАГ.

«В нашем обществе погибшие в немецком плену или вернувшиеся оттуда живыми после войны часто остаются если не предателями, то явно не вызывающими никакого сочувствия людьми. Идеология времен сталинизма по этому вопросу видимо продолжает жить. Исходим из того, что данный стереотип через 70 лет после окончания войны требует изменений. Тысячи россиян, белорусов, казахов, киргизов и граждан других стран СНГ имеют право знать об истинной судьбе своих родных – погибших в плену на этой страшной войне. Считаем, что в год юбилея Победы в 2015 году этот вопрос не может и не должен остаться нерешенным», – говорится в письме об еще одной немаловажной проблеме.

Такие сведения дадут семьям кроме информации возможность съездить на могилу своих предков. В мае прошлого года семьи из Курской области съездили в поселок под Новополоцком (Беларусь). В годы войны там находился концлагерь. От Курской области до места трагедии – несколько часов езды. А люди семьдесят лет не знали, где нашли успокоение их близкие. Это ли продление трагедии на годы?

«В Башкирии ситуация ровно такая же, как и везде: власти не информируют родных, а те не имеют возможности узнать судьбу своих близких, пропавших без вести на фронте. Поэтому наш проект и проводится до тех пор, пока наконец МО РФ не начнет акцию по рассылке извещения о смерти солдата в плену. Именно этого мы и добиваемся», – говорит Григорий Скворцов.

Сейчас активисты заняты расширением зоны поиска на Казахстан, Киргизию, Абхазию и Беларусь, поиском списков с именами пленных, добиваемся создания мемориала на месте лагеря ДУЛАГ 125 в г. Полоцк, а также продолжают искать родных погибших.

Сайт Ufa1.ru будет следить за развитием темы и публиковать дальнейшую информацию на эту тему.

Фото: Фото предоставлено Григорием Скворцовым
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем