Жители Баймакского района Башкирии обратились к главе региона Рустэму Хамитову с просьбой сохранить больницу. Единственное медицинское учреждение в селе Ургаза собираются закрыть на ремонт, но жители опасаются, что денег на ремонт не выделят, а людям будет не к кому обратиться за врачебной помощью. Проблем у местных жителей гораздо больше, и почти все они характерны для башкирской глубинки.
Здравоохранение
В небольших деревнях, как правило, не так много узких специалистов, за консультациями приходится выезжать в районные больницы. Для пожилых людей и семей с детьми это непросто. А у кого-то даже нет терапевта.
«Наша больница обслуживает 10 отделений. До ближайшей больницы 45 километров, это город Сибай, в котором отказывают в приеме гражданам Баймакского района. До районного центра 75 километров. Мы, односельчане, очень ждем от вас помощи», – написал один из местных жителей.
В борьбе за больницу односельчане объединились в социальной сети. Ежедневно активисты звонят чиновникам, пишут, собираются на сходы. Все средства хороши: и звонки на горячие линии по медицинским проблемам, и обращение к главе региона.
Образование
Получить профессиональное образование в селе сложно. Но, пока есть хотя бы начальная школа, молодые семьи не уезжают в более крупные села и города. Если в деревне закрывается школа, это равнозначно его ликвидации. Жители деревни Алгазы Баймакского района просят чиновников министерства образования РБ сохранить начальную школу, которую закрыли в середине учебного года. «В школе были учащиеся – 14. Работал всего один учитель в трех классах. Я надеюсь, что вы как-то нам поможете. Маленькие дети 8 и 10 лет вынуждены с утра ехать за семь километров, чтобы получать образование. Даже во время войны работали начальные классы в башкирских селениях. А сегодня закрывают школу», – пожаловался один из отцов.
В другой баймакской деревне Гумерово за начальную школу заступились семь матерей-героинь. Рима Узянбаева, Диля Заманова, Ильвира Узянбаева, Гульнара Юлуева, Гульнур Хасанова, Аниса Мурзабаева, Альфия Хасанова и еще несколько местных жителей потребовали сохранить учебное заведение, которое «является единственным культурным центром, где проходят выборы, митинги, сходы, собрания, где могут собираться ветераны, родители, молодежь, дети».
«Всего в деревне живут 305 человек, 106 детей до 16 лет, в начальной школе обучается 33 ученика. Детей дошкольного возраста – 36. Школа обеспечена Интернетом, хорошим освещением, экономными конвертерами-нагревателями, квалифицированными педагогами. Количество учеников оправдывает средства для содержания школы. Пожалуйста, помогите, оставить нашу школу. Для подвоза в другую деревню очень плохая дорога, горы, зимой дорога постоянно закрывается, климат у нас резко континентальный, бывают морозы до -35... -37 градусов, каждую неделю метели. С каким сердцем мы должны отпускать маленьких детей в чужую деревню и встречать их замерзших и усталых?!» – написали жители Гумерово.
Работа
Вера Обухова попросила Рустэма Хамитова не закрывать Комплексный центр социальной реабилитации «Надежда» в селе Подгорное Кугарчинского района.
«Я бы вам сама не написала, никогда не обратилась, по той простой причине, что у вас есть и поважней дела и вопросы. На днях нам сообщили, что наш «дом» закрывают, наших бабушек и дедушек переведут в другое место, а нам, работникам, пообещали золотые горы. Что о нас подумали, рабочие места для нас уже есть в Юмагузинском реабилитационном центре. Что нас будут возить на «газельке» (которую еще не купили) и за свой счет. Рустэм Закиевич, понимаете, что в нашем селе и так работать негде, а если еще и наш «дом» закрывают, что мы делать-то будем, как детей растить?» – написала женщина.
Село итак на грани вымирания. Школа стала девятилетней. Если же жителей лишат рабочих мест в доме престарелых, Подгорное исчезнет с карты Башкирии, «как это случилось с многими деревнями и селами», уверены 14 сотрудников центра, подписавших обращение.
Дороги, газ и вода
Житель Нуримановского района Ринат Гафиатуллин написал о плохой уборке улиц от снега. «В зимний период на протяжение трех лет по улице Молодежной, что находится в деревне Нимеслярово Нуримановского района РБ, не очищают проезжую часть дороги от снега, в связи с этим мне приходится самостоятельно, за свои денежные средства, нанимать грузовой транспорт для очистки данной дороги», – пожаловался он.
Помощник депутата из Благовещенского района Сергей Жуков интересуется у чиновников Гостранса, когда отремонтируют дорогу Уфа–Янаул, на участке от ОАО «Полиэф» до стелы Уфа. «Сколько надо пострадавших, чтобы начались работы по ликвидации колейности и ремонт дорожного полотна?» – интересуется он.
Многодетная мама из села Миндяк, которой по закону положены бесплатные лекарства для детей, может получить их только в центральной аптеке Учалов. Два часа пути в автобусе...
Жительница деревни Каишево Дюртюлинского района пишет, что до ее улицы водопроводная вода не доходит из-за слабого давления в водопроводе. «Воды нет уже два месяца! У меня трое детей, и стирать я не могу. За воду платим исправно. А когда я просила сделать перерасчет за два месяца, они сказали, что мы (население этой улицы) ведь все равно откуда-то воду берем!» – возмущается женщина.
Юлия Андрюкова, «отбросив все дела, в полном отчаянии», пишет Рустэму Хамитову: «Чем же мы, люди села, отличаемся от людей пригорода, разве у нас с ними разные права? Разве нам и нашим детям не нужны дороги, работа, школа, дом культуры, фельдшерский пункт? Среднюю школу закрыли, дети наши живут в интернате в соседнем селе. За начальную школу боремся несколько лет. Нынче закрывают ДК и, скорее всего, фельдшерский пункт. Это все при том, что четверть нашего населения – дети. Семьи в большинстве многодетные. Общественный транспорт в нашу сторону давно не ходит», – грустно перечислила женщина сельские проблемы.
Деревенские просители пишут об одном и том же одному и тому же человеку, не забывая в конце своего послание добавить: «если, конечно же, можно».