Глава Башкирии Рустэм Хамитов вчера на совещании, прошедшем в Уфе под председательством премьер-министра России Дмитрия Медведева, назвал шесть проблем, актуальных для системы здравоохранения в кризис. Главные из них – недостаточность финансирования, а также чрезмерно сложные и долгие процедуры госзакупок.
Индексация не успевает за ценами
В сложившихся условиях стоимость лекарств, медицинских изделий и оборудования увеличивается слишком быстро. Индексирование затратной части программы госгарантий происходит один раз в год. По мнению главы Башкирии Рустэма Хамитова, этого недостаточно. «Считаю, что нужно индексировать затратную часть программы госгарантий не раз в год, как это раньше было, а раз в квартал. Это на сегодняшний день важно, потому что все плывет и фиксировать нужно ежеквартально», – сообщил он.
В Башкирии цены на лекарства за 2014 год увеличились менее чем на полпроцента. Однако в январе средний рост составил 2%, на некоторые препараты – на 11% и выше. При этом в среднем по стране рост цен на жизненно важные лекарства составил 0,34% в 2014 году и 4% – в январе 2015.
Под удар попала высокотехнологичная помощь
«В прошлом году мы оказали помощь почти семи тысячам граждан. При этом, что называется, вместе решали эту проблему: 60 миллионов рублей – федеральный бюджет, 240 миллионов рублей – ФОМС и 500 миллионов рублей – республика. В этом году ФОМСа нет, федерального бюджета нет. И мы, вообще говоря, потеряем в два, может быть, даже в три раза количество высокотехнологичных операций», – констатировал Рустэм Хамитов.
Врачи не смогут спасать пациентов, кроме того, регион может потерять высококвалифицированных специалистов. Они не смогут оперировать и покинут лечебные учреждения Башкирии. По данным главы региона, хирурги, видя, что квоты на высокотехнологичную помощь падают, уже начали увольняться.
Орфанные препараты подорожали
В настоящее время в Башкирии живет 327 человека, страдающих орфанными, очень редкими заболеваниями. Таким пациентам необходимы импортные дорогостоящие препараты в течение всей жизни. Обеспечивать таких людей лекарствами обязан регион. В прошлом году Башкирия выделила для этого 400 миллионов рублей. В этом году, по предварительным подсчетам, было необходимо 508 миллионов рублей. С учетом падения рубля затраты составят не менее миллиарда рублей. По словам Рустэма Хамитова, таких ресурсов республика не найдет. Глава региона попросил у премьер-министра выделить средства из федерального бюджета.
Со всеми расходами регион не справится
Кроме того, глава республики сообщил, что 323-й федеральный закон все муниципальные полномочия по оказанию медицинской помощи передал на уровень субъектов. Муниципалитеты, в свою очередь, выключились «из контроля ситуации в здравоохранении». «Надо поправить эти законы и точно прописать, что может делать муниципалитет, как может организовать работу. Крупные муниципалитеты, городские округа даже деньгами помогали. Сегодня этого нет. Фактически республика один на один со всей огромной системой здравоохранения», – сказал Рустэм Хамитов.
В настоящее время законодательство также не предусматривает, за чей счет нужно обеспечивать жильем инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний и вставших на учет после 1 января 2005 года. Льгота предусмотрена федеральным законом, но федеральных денег под нее не выделяют. Регион взял эти расходы на себя. В кризис выделять на эту статью расходов десятки, а иногда и сотни миллионов рублей будет сложно.
Кризис как чрезвычайная ситуация
Рустэм Хамитов предложил «срочно упрощать процедуры закупки дорожающих лекарственных средств в рамках федерального закона о контрактной системе». Сейчас процедуры занимают два, три, а то и четыре месяца. За это время цены на лекарства успевают взлететь. «Если есть деньги, то первое, что надо, – это продукты питания, второе – лекарства. Деньги есть у нас. Мы могли бы сегодня купить, но пока мы будем все эти процедуры запускать, мы сможем на второе полугодие закупить только в мае. А мы не знаем, какая будет цена. То есть необходимы изменения в законодательство о закупках, предусматривающие укороченные процедуры закупок лекарственных препаратов. Сегодня это чрезвычайно важно», – подчеркнул глава региона, добавив, что закон разрешает осуществлять закупки без торгов при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Также Рустэм Хамитов предложил наделить регионы правом определения государственного фармацевтического оператора. Единый центр мог бы обеспечивать лекарствами льготников и лечебные учреждения. «Да, будут шуметь и критиковать, говорить о том, что нарушается антимонопольное законодательство. Но сегодня очень важно быстро, очень быстро реагировать на вызовы времени. Лекарства дорожают ускоренными темпами», – напомнил глава региона.
Экономить на здоровье не будут
Замминистра промышленности и торговли России Сергей Цыб рассказал, как его ведомство планирует действовать в условиях кризиса. В настоящее время Минпромторг РФ готовит два законопроекта по дополнительным преференциям российским производителям лекарств и медицинских изделий. Предполагается, что при закупке препаратов-аналогов отечественного и импортного производства преимущество будет у российской компании. По данным Сергея Цыба, за последние пять лет производство лекарств в стране увеличилось в пять раз. Многие препараты находятся в регистрационных процедурах. Чиновник сообщил, что его ведомство поддерживает предложение Минздрава РФ проиндексировать сегмент низкой и средней стоимости: это поможет российским компаниям сохранить ассортимент и обеспечить людей недорогими препаратами.
Завершая тему роста цен на медицинские препараты, премьер-министр Дмитрий Медведев подчеркнул, что лекарства – «очень чувствительный сегмент», и напомнил, что в вопросе аналоговой замены нужна осторожность. Часто пациенты жалуются на ухудшение самочувствия при замене препарата на аналог. «Здесь нельзя допускать лукавства. Не нужно отказываться от препарата, если он востребован людьми», – сказал премьер. Также Дмитрий Медведев сообщил, что государство не намерено приостанавливать закупки импортных препаратов, аналогов которых Россия не производит. Даже если они подорожают.
А вы почувствовали рост цен на лекарства?