В Уфе 30-метровые граффити на фасаде многоэтажки оказались в центре скандала. Житель города пожаловался в прокуратуру на изображение девушки в башкирском национальном костюме, воспарившей в танце над Уфой. Он увидел в граффити нарушение закона о рекламе, а именно – посчитал образ непристойным. Из-за какой рекламы приходится краснеть уфимцам?
Девушка не прикрыла колен?
Изображение девушки в национальном костюме, взлетевшей в танце над Уфой, стало результатом работы уфимских художников Артура Нурадинова, Тимура Уразметова и Виктории Антоновой. Они выиграли в социальном конкурсе «Город мастеров», который приводила администрация города в партнерстве с кабельным оператором.
Несмотря на то что красочное изображение было воспринято положительно горожанами, в Интернете высказывали недовольство тем, что юбка у девушка, воспарившей над городом, высоко задралась, до колен. Один из авторов работы Артур Нурадинов рассказал, что и подумать не мог о таким повороте истории с граффити. По словам художника, еще во время конкурса этот эскиз обсуждался, в результате ногу выше колен затенили, добавили в эскиз подъюбник.
«Я не вкладывал никакого эротического подтекста в этот эскиз. И подумать не мог, что кто-то воспримет изображение так. Это просто девушка, у которой развевается подол во время танца. Такое можно увидеть на концертах, например. Мне кажется, это уже дело вкуса. Для себя я этот вопрос закрыл еще после обсуждения в рамках конкурса. Возвращаться к нему не хочу», – сказал Артур Нурадинов.
В Управлении ФАС по Башкирии по данному вопросу 17 ноября состоялось заседание экспертного совета, куда в том числе вошли блогеры, искусствоведы, а также представители ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова.
На что жалуются уфимцы
Граффити стали не первым изображением, нравственность которого жители Уфы и Башкирии поставили под сомнение. Экспертный совет УФАС по применению законодательства РФ о рекламе рассматривает подобные вопросы не так часто. Например, в 2012 году таких жалоб насчитали всего шесть.
«Однако все эти жалобы выносятся на рассмотрение экспертного совета, так как в законе нет прямого запрета на использование полуобнаженного образа. Формулировка звучит так: «Нельзя использовать в рекламе непристойные и оскорбительные образы». Это оценочные понятия, и «непристойный образ» каждый понимает по-своему», – сообщила ранее заместитель руководителя УФАС Юлия Дудина.
Как правило, граждан возмущают полуголые люди на рекламных баннерах. Так, в марте совет оценивал уместность изображения полуголого мужчины на баннерах магазина автозапчастей. Экспертный совет не посчитал это изображение непристойным. Как подчеркнули в ведомстве, эта «реклама не нарушает общепринятые нормы морали и нравственности, нормы этики, сформировавшиеся в Башкирии».
Тем не менее в сентябре баннер ночного клуба «Парадайз» в Стерлитамаке экспертный совет при ведомстве признал недопустимым. Участники обсуждения пришли к выводу, что полуобнаженные женские образы, используемые в наружной рекламе, непристойны и оскорбительны, а также вводят потребителей в заблуждение.
Представители духовенства видят проблему шире и считают, что безнравственная реклама провоцирует граждан на грех. «К сожалению, часто можно видеть, что с целью усиления воздействия рекламы она сопровождается безнравственными изображениями полуобнаженных людей. Эротические намеки и откровенные фото, выставленные на всеобщее обозрение в рекламе, – это очередная уловка, взывающая к самым низким человеческим инстинктам», – сообщил протоиерей Евгений Шерышев, настоятель Свято-Сергиевского храма Уфы.
Фото: Фото предоставлено пресс-службой администрации города Уфы