Продолжу автомобильную тематику, вернее описание проблем, которые могут неожиданно встретиться водителям на их пути. Тема эта мне близка, поскольку езжу часто и много. И не знаю, сколько там длина экватора, но полмиллиона километров я за свою жизнь наездил.
Кроме домашних животных и разных лосей, неожиданно выбегающих на дорогу, водителя транспортного средства ждет еще одна неожиданность – неожиданно возникший «лежачий полицейский». Мода на это исчадие ада в последнее время перешла в разряд пандемии, и вполне себе хорошее начинание наши люди, как всегда, доводят до абсурда. Как только где появится хороший кусок асфальта, так его тут же изуродуют преградами, и становится их на единицу пространства все больше и больше.
После того, как это порождение строительной мысли какого нибудь шарашстроя неожиданно выскочит и выбежит тебе под колеса, ругнувшись, начинаешь думать: а был ли смысл налаживать дорогу, чтобы ее потом испортить? Оставили бы как есть, в колдобинах. Никому и в голову не пришлось гонять. Но ведь нет, сначала все выровняют, а потом сверху построят искусственные. И я здесь тоже с одной стороны, сидя за компьютером, а не за рулем, могу понять местных жителей – культура вождения находится на зачаточном уровне, о чем красноречиво говорит череда венков вдоль дороги. Себя нужно как-то обезопасить от «летчиков» всех мастей и достатка. Но вот сразу отказываюсь это понимать, как сажусь за руль. Ибо городятся эти все огороды по принципу:
как бог на душу положит;собственных представлений о строительных нормах и правилах;имеющегося в наличии асфальта.
А между тем, как говорил герой одного спектакля, «на других радиостанциях же пьют нормальный кофе…» Я о том, что давно существуют ГОСТЫ и СНиП, которые в нашей стране, где все регламентировано, просто не могут не быть. И в этих самых документах черным по белому и самым настоящим русским языком сказано, что и какого размера делать. Если быть более конкретным, то установку лежачего полицейского, который бюрократическим языком называется «искусственной неровностью» регламентирует ГОСТ Р 52605-2006, разработанный солидной и уважаемой организацией «РОСДОРНИИ» (ФГУП «РОСДОРНИИ») по заказу Федерального дорожного агентства. И если туда заглянуть, то можно обнаружить следующее.
Во первых, все наши искусственные преграды делятся на волнообразные (заметьте, волнообразные, а не кочкообразные!) и трапециевидные. И высота этих преград не должна превышать семь сантиметров! А минимальный радиус составляет 31 метр и выше. То есть волна на самом деле должна быть очень плавная. А не такая, как прорабу приснилась.
Кроме того, и это самое важное:
7.1 Участки дорог, на которых устроены ИН, следует оборудовать дорожными знаками и дорожной разметкой в соответствии с ГОСТ Р 52289, ГОСТ Р 52290 и ГОСТ Р 51256.
7.2 Перед ИН на ближней границе ее или разметки устанавливают дорожные знаки 1.17 «Искусственная неровность» и 5.20 «Искусственная неровность».
7.3 Предупреждение водителей о нескольких последовательно расположенных искусственных неровностях обеспечивается применением таблички 8.2.1 «Зона действия», установленной совместно с предупреждающим дорожным знаком 1.17 «Искусственная неровность».
7.4 Если на участке дороги выбраны размеры ИН для максимально допустимой скорости движения, отличающейся от скорости движения на предшествующем участке дороги на 20 км/ч и более, применяют ступенчатое ограничение скорости с последовательной установкой знаков 3.24 «Ограничение максимальной скорости» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289.
Все понятно? То есть должна быть разметка и знаки, а не сюрпризы и «нежданчики». Вообще, почитайте, очень даже познавательно.
То есть мы с вами выяснили, как должно быть. Теперь давайте ответим на два других, самых популярных в нашей стране вопроса: кто виноват и что делать?
Если вы увидели установленную не по ГОСТ искусственную преграду, таких у нас большинство, то имеется два алгоритма действий:
Вызвать сотрудников ГИБДД, чтобы они зафиксировали этот факт. Только не надо смеяться. Я же про законные методы борьбы. Выяснить на чьем балансе дорога и с кем заключен договор на ее обслуживание. И уже от этого «плясать».
При этом если у вас есть способности и тяга к сутяжничеству, вы сможете «нагнуть» авторов, установивших кривыми руками лежачих полицейских, за испорченную ходовую автомобиля. Но сами понимаете, что для этого потребуется много времени и упорства. Как-то так. Надеюсь, что написал не зря.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Валерий Кузнецов – автор и ведущий телевизионных проектов «Весь Южный Урал», «Каменный пояс», «Из Уфы на выходные». Журналист, пишущий на тему туризма, экологии.