Депутаты Госсобрания Башкирии попробуют решить одну из двух главных проблем России. Об этом стало известно на заседании экспертного совета по инфраструктурному развитию. Республика сможет отремонтировать и построить больше километров дорожного полотна, если внести поправки в законодательство о недрах.
Три миллиарда за год
За год Башкирия потеряла три миллиарда рублей, которые могли быть инвестированы в дорожное строительство. Об этом ранее сообщил начальник Управления автомобильной магистрали Самара – Уфа – Челябинск Радмир Вагапов. Дополнительные средства можно было бы привлечь для строительства дорог и инфраструктуры.
«Одна из проблем, с которыми столкнулись подрядные организации, – невозможность использования при строительстве резервов грунта, разведанных и согласованных на стадии инженерных изысканий и учтенных в проектной документации. Возникает необходимость изыскивать грунтовые резервы, принадлежащие сторонним организациям, что приводит к удорожанию строительства и увеличению срока производства работ», – сообщил Радмир Вагапов.
Законодательство возводит перед подрядчиком ряд препятствий. Первоначально он должен выиграть тендер на строительство. Еще на стадии проектирования работ берут пробы грунта с ближайших участков. Земля используется при возведении полотна будущей дороги. Поэтому место отвода участка с подходящим для строительства грунтом определяют заранее. Когда подрядчик уже победил в тендере и, казалось бы, самый сложный этап пройден, возникает следующая проблема. Организация не может просто так взять грунт с облюбованного места – законодательство обязывает получить у Минэкологии лицензию на право использования участка.
«И тогда появляются люди, которые спекулируют на этом. Они понимают, что участок выставляется на аукцион не просто так, что здесь будет что-то строиться. И побеждают в торгах, накручивая цену. Подрядчик же, как правило, оказывается не готов к такому росту затрат», – объяснил Радмир Вагапов.
Общедоступный грунт
Грунт, дешевый и общедоступный, может стать серьезной проблемой. Непорядочный бизнесмен впоследствии продает землю с участка по завышенной цене. В этой ситуации подрядчик, который мог построить километры хороших дорог, отказывается от проекта. Радмир Вагапов предложил «решить вопрос так, чтобы мы могли строить дороги и избавились от одной из бед России». Он попросил депутатов выступить с законотворческой инициативой: внести изменения в закон «О недрах», так как «в нашем понимании грунт не является полезным ископаемым, поскольку не имеет стоимости». К тому же уполномоченные подрядчики никогда не оставляют карьер в раскопанном виде. Участок рекультивируют, если нужно, даже завозят чернозем.
Представители минэкологии РБ посчитали, что таким образом ставить вопрос нельзя. Грунт – хоть и общедоступное, но все же полезное ископаемое. Если убрать из закона эту формулировку, экологии региона будет нанесен вред. «Законом определено, как добывать общераспространенные полезные ископаемые: по лицензии. Утверждать, что грунт не имеет стоимости, не совсем правильно. Подрядчики не желают участвовать в работе по получению лицензии», – озвучил позицию ведомства начальник отдела геологии и лицензирования недропользования Газиз Исхаков.
В то же время вопрос надо решить, согласился он. Минэкологии предложило внести в закон о недрах такую норму: организации, выигравшие тендер на строительство социально значимых для муниципалитетов дорог, могут получить лицензию автоматически, без процедуры аукциона.
В Управлении автомобильной магистрали Самара – Уфа – Челябинск отметили, что проблема актуальна во всех регионах России и в ряде случаев подобные вопросы решаются в рамках региональных нормативных правовых актов.
Председатель экспертного совета Рустам Ишмухаметов сообщил, что в настоящее время законопроект направлен в Госдуму для экспертной оценки. «Если экспертное заключение будет положительным, мы внесем законопроект для рассмотрения депутатами», – пояснил он.
Одну дорогу строим – другие разрушаем
В текущей ситуации подрядчик вынужден платить за нужный грунт спекулянтам, а это приводит к существенному увеличению расходов. Так, обычно требуются миллионы кубометров грунта. Каждый из них приходится покупать по цене как минимум в 10 рублей. То есть речь идет о десятках миллионах дополнительных затрат.
Неиспользование притрассовых резервов ведет к разрушению существующих дорог, подчеркнул Радмир Вагапов. В ряде случаев подрядчику дешевле возить грунт с участков, удаленных от места работ. Были случаи, когда материалы для строительства возили чуть ли не через всю Уфу. «Получается, мы строим одну хорошую дорогу, но при этом разрушаем другие», – рассказал Радмир Вагапов.
Впрочем, в ближайшее время проблема может быть решена. Теперь все зависит от экспертизы Госдумы.
Фото: Фото Василия ЛЕБЕДЕВА