Недавно мне на глаза попалась подборка неординарных кредитных заявок, составленных одним из банков. На что только люди не берут кредиты, начиная от установки балкона в квартире, покупки ТВ-тарелки и бензопилы, на разведение грибов-вешенок, на «так потратить», на липосакцию, увеличение груди, на покупку крокодила и... даже на поход в сауну. Но все вышеперечисленное относится к экзотике, в большинстве своем люди берут кредиты на вполне обычные вещи: телефон, ноутбук, бытовую технику, шубу...
Конечно, я ничего не имею против людей, которые любят животных, умеют хорошо отдыхать, заботятся о своем комфорте и внешнем виде. Да и кредиты настолько прочно вошли в нашу жизнь, что сегодня современную экономику без них представить просто невозможно. Автомобиль? Пожалуйста! Ремонт в квартире? Легко! Утюг, телевизор? Все для вас, выбирайте и забирайте даже без первоначального взноса. А в одной из уфимских торговых сетей и вовсе можно занять денег на продукты, если в кошельке пусто. Однако такая вседозволенность не просто вызывает недоумение, но и настораживает.
Статистика говорит о том, что большая часть экономически активного населения имеет кредиты. Но кто эти люди? Очень сомневаюсь, что все эти заемщики – успешные инвесторы и бизнесмены, вложившие деньги в бизнес, у которых просто нет возможности изъять нужную сумму из оборота «здесь и сейчас». Сомневаюсь, что большинство банковских клиентов – обычный «предсредний» класс, уже находящийся в «объятиях» ипотеки и вынужденный четко планировать свой семейный бюджет. Вот и получается, что основная масса заемщиков – из тех, чей доход зачастую втрое-вчетверо и, иногда, даже в десять раз меньше стоимости товаров, взятых в кредит.
Нет, я не хочу сказать, что кредиты – это зло. Заемные деньги действительно бывают необходимы, но такие случаи можно пересчитать на пальцах одной руки. Собственный бизнес, поскольку он всегда требует как основных, так и оборотных средств. Ипотека, поскольку на жилье обычной семье накопить сложно, а жить нужно здесь и сейчас. Автомобиль как средство передвижения по разумной ставке, а то и вовсе в рассрочку (и такое возможно). Непредвиденные критические ситуации, связанные со здоровьем человека. Но к ним даже с натяжкой не могу отнести часы, айфоны, айпады, мэйнкунов и сауны.
Тут же возникает еще один вопрос – зачем. Зачем человеку, живущему в деревянной «развалюхе», покупать в кредит «мерседес», вместо того, чтобы улучшать условия проживания? Зачем ребенку, чьи родители живут от зарплаты до зарплаты, айфон? Зачем рядовому менеджеру дизайнерские часы стоимостью в несколько его окладов и премий? И пусть даже эти суммы не заоблачные, да и кредит всего на год-два...
Плохо, когда такие покупки покупаются в вечной погоне за модой. Плохо, когда за дорогими аксессуарами нет состоявшегося в жизни человека, высококлассного и востребованного рынком специалиста. Плохо, когда от зарплаты после оплаты всех кредитов и жилья остаются копейки, что не хватит даже на стандартный набор благ: на сытный и качественный обед, на новый каблук взамен отвалившегося, на свою семью и близких, да и просто на кино или хороший отдых.
Конечно, может быть таким образом кто-то хочет повысить свой статус или реализовать давнишнюю мечту. Но ведь статус – это не «мерс» или часы. И неужели мечта не стоит того, чтобы немного постараться, потерпеть, накопить сумму в две-три, да хоть пять зарплат, и купить ее самому, если вы действительно так ее хотите? А пока вы копите, всегда есть возможность передумать или дождаться появления на рынке новой версии и при этом не остаться никому должным.
Дарья Орлова. Родилась и выросла в Уфе. При наличии двух красных дипломов (экономического и технического) предпочла стезю журналистики. Брюнетка до кончиков ногтей с очаровательной улыбкой. Дает полезные советы, рассказывает о способах экономии и приумножения средств на сайте Dengi.ufa1.ru. Любит, а главное умеет считать деньги, водит дружбу с финансистами, а в свободное от работы время пропадает в тренажерном зале.
Фото: Фото Василия ЛЕБЕДЕВА